тексты


<< к оглавлению

Ч а с т ь II.

СТАТЬИ, РЕЦЕНЗИИ, ЗАМЕТКИ

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ОБРАЗЦЫ УРОКОВ И ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА.
СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ

   1. А. И. 3. Несколько слов о домашнем воспитании детей. – Морск. сб., 1856, т. XXIV, № 10, отд. III, с. 40-56.

   С. 54-55. Характеристика рекомендуемых автором методов преподавания русского языка детям в возрасте 8-9 лет (чтение, диктант, грамматический разбор, писание писем и дневников).

   2. А. Н. Замечания на книгу "Военное красноречие". – Сын отеч., 1828, ч. 122, № XXI-XXII, отд. II, с. 77-102.

   С. 92-95. Критика определения задач изучения грамматики, предложенного в книге Я. Толмачова "Военное красноречие, основанное на общих началах словесности" (Спб. 1825). Критические замечания о языке помещенных в учебнике переводов с латинского языка.

   3. А. О. (рец.) Материалы для учебной теории словесности. Александра Смирнова. Москва. 1858. – Журн. для воспит., 1859, т. V, № 3, отд. II, с. 160-170.

   С. 169-170. Замечание о принципиальном различии грамматики и теории словесности как учебных предметов. Рассуждение о необходимости дифференциации методов их преподавания.

   4. А. С. Соображения об устройстве морского воспитания в России на новых началах. – Морск. сб., 1859, т. XLIV, ноябрь, отд. III, с. 85-100: дек., с. 465-479.

   С. 100. Характеристика значения русского языка как учебного предмета в деле воспитания морских кадров в России.

   5. Авилов В. Учительская семинария военного ведомства. Отчет, представленный действительным статским советником Авиловым. – Пед. сб., 1866. кн. VII, ч. I, с. 313-394.

   С. 335-346. Описание пробных уроков учителя русского языка Гедике. Изложение обсуждений этих уроков. С. 376-381. В "Записке" Шереметевского об уроках по русскому и церковнославянскому языкам в нижнем классе учительской семинарии – сведения об объеме пройденного материала по этим предметам. С. 388-394. Протокол пробного урока воспитанника Овчинникова по теме: "Залоги русских глаголов". Изложение обсуждения урока.

   6. Александров А. О приготовительных работах для письменных упражнений.–Цирк. Моск. уч. окр., 1869, № 3, Пед. обозр., с. 3-15.

   Характеристика методов подготовки учащихся к писанию самостоятельных сочинений.

   7. Александрович И. Заметки о преподавании русского языка лицам нерусского происхождения. – Цирк. Варшавск. уч. окр., 1873, № 8, с. 354-361.

   Характеристика трудностей, возникающих перед иностранцами, изучающими русский язык. Замечания о несовершенстве существующих методов преподавания. Краткая характеристика методов обучения грамматике, правописанию, чтению и заучиванию наизусть.

   8. Александрович И. О преподавании русского языка в IV отделении младшего класса Варшавского юнкерского училища в 1874-75 учебном году. Записка преподавателя Александровича. – Пед. сб., 1875, кн. XII, ч. II, с. 1168-1171.

   Отчет о пройденной программе и характеристика применявшихся методов преподавания.

   9. Алексеев М. Записка об элементарном преподавании родного языка, читанная в педагогическом заседании параллельного отделения при Харьковской губернской гимназии 14 апреля 1864 г. – Учитель, 1864, т. IV, №№ 13 и 14, с. 519-522.

   Общее рассуждение о методах преподавания грамматики родного языка в младших классах и о связи этого преподавания с преподаванием иностранных языков и литературы.

   10. Аппельрот Г. Образование женщин среднего и высшего состояний. – Отеч. зап., 1858. т. СХVI, февр., отд. I, с. 653-690.

   С. 675-676. Замечания о методах преподавания русского языка в женских учебных заведениях.

   11. Бакулевский А. О преподавании русского языка в уездных училищах. – Цирк. Каз. уч. окр., 1873, № 11, с. 837-853.

   Характеристика программ и методов преподавания русского языка в уездных училищах. Рассуждение об особых условиях преподавания русского языка в уездных училищах сравнительно с гимназиями и об отсутствии учебника по русскому языку, соответствующего программам уездных училищ и низших учебных заведений. Критический анализ принятых в гимназиях и начальных школах учебников Антонова, Говорова, Греча, Менина, Бунакова, Семенова и Водовозова,

   12. Барсов Н. И. Несколько слов о преподавании словесности в семинариях применительно к новому уставу. – Христ. чт., 1868, март, с. 416-445.

   Рассуждение о методах преподавания русского языка и литературы в духовных семинариях.

   13. Б[елинский] В. Г. (рец.) Ответ критикам, рассуждающим при моем объявлении: "Краткая система русской грамматики, заключающая в себе многие новейшие правила и критический разбор других грамматик и пр., по которой обучаясь легко можно изучить и грамматику употребительнейших иностранных языков, как-то: французского, латинского и немецкого". М. 1835, с. 1-20. См. ч. II, № 851.

   Рецензия на книгу Гуслистого. Критика предложенных в книге методов обучения русской грамматике и чтению.

   14. Белобров Е. Об участии словесных наук в системе общего образования. – Цирк. Киевск. уч. окр., 1869, № 11, с. 311-320.

   Рассуждение об общеобразовательном и воспитательном значении изучения русского языка и грамматики.

   15. Белов И. Значение семинарий сельских учителей в деле народного образования. – Отеч. зап., 1872, т. ССII, май, отд. II, с. 1-30; июнь, с. 182-216.

   С. 192-195. Изложение требований, предъявляемых к преподаванию русского языка в семинариях для сельских учителей.

   16. Белоруссов И. Чтение и разбор литературных образцов в средних учебных заведениях. – РФВ, 1880, т. III, № 1, Пед. отд., с. 1-18; № 2, с. 33-53; т. IV, № 3, с. 1-32; № 4, с. 52-88.

   С. 44-53. Характеристика методов изучения языка поэтических и ораторских произведений.

   17. Беляев. Сельские приходские училища и школы Ядринского уезда (Казанской губернии) (С 1843 по 1868 г. включительно). – Цирк. Каз. уч. окр., 1869, № 13, с. 113-118; № 14, с. 125-126; № 15, с. 129-134.

   С. 126. Характеристика методов обучения русскому языку учащихся-чувашей.

   18. Беляевский П. Историческая записка об Астраханской гимназии за 1867/68 г. – Цирк. Каз. уч. окр., 1869, № 23, с. 189-191; № 24, с. 196-199.

   С. 190-191. Сообщение о принятых в 1–IV классах Астраханской гимназии методах преподавания русского и старославянского языков. Перечень и оценка используемых учебников и руководств.

   19. Беляевский П. Урок русского языка в первом классе гимназии. – Учитель, 1864, т. IV, №№ 15 и 16, с. 587-589.

   Образец филологического разбора стихотворения И. Дмитриева "Полевой цветок". Объяснение значений слов и знаков препинания.

   20. Беляевский П. Что замедляет в гимназиях успех языкоизучения? – ЖМНП, 1868, ч. СХL, ноябрь, отд. 2, с. 587-605.

   Характеристика разногласий в морфологическом и синтаксическом разборе и правописании, существующих в учебниках и в педагогической практике. Рассуждение о необходимости устранения этих разногласий и о целесообразности выработки единой программы по русскому языку, согласованной с программами по иностранным языкам. Перечень вопросов, обсуждавшихся на учительских собраниях в Астраханской гимназии (о предложениях; о подлежащем в предложении; о сказуемом; о второстепенных членах). Критика соответствующих разделов существующих гимназических учебников.

   21. Бем. О воспитании. – Морск. сб., 1856, т. XX, № 1, отд. III, с. 1-68.

   С. 22-23. Характеристика целей, к которым должна стремиться школа при преподавании отечественного языка. –Рец.: 1) Давыдов И. И. Дополнительные статьи к рассуждению Бема "О воспитании". – Морск. сб., 1856, т. XXI, № 5, отд. III, с. 115-117; 2) Даль В. И. Мысли по поводу статьи о воспитании, в "Морском сборнике", 1856 г., январь. – Морск. сб., 1856, т. XXII, № 7, отд. III, с. 179-189; 3) Греч Н. И. Заметки о преподавании русского языка и словесности. – Морск. сб., 1856, т. XXII, № 7, отд. III, с. 190-203; 4) Михайлов В. Еще мысли о воспитании, по поводу статьи г. Бема. – Морск. сб., 1856, т. XXIV, № 10, отд. III, с. 57-71; 5) Разин. По поводу рассуждения г. Бема "О воспитании". – Морск. сб., 1856, т. XXVI, № 14, отд. III, с. 1-34; 6) Отеч. зап., 1856, т. СIV, февр., отд. VI, с. 83-89; 7) Валуев П. Еще несколько мыслей о воспитании, по поводу статей, помещенных в №№ 1, 5, 7, 9, и 10 "Морского сборника" 1856 г. – Морск. сб., 1857, т. XXVII, февр., отд. III, с. 215-234; 8) Гурьев П. Еще о воспитании. – Морск. сб., 1857, т. XXVII, март, отд. III, с. 16-31.

   22. Берг Н. В. Программа русского языка. См. ч. II, № 477.

   В объяснительной записке к программе – подробные методические указания.

   23. Билевич Н. О преподавании русского языка и словесности. – Б-ка для воспит., 1846, отд-ние II, ч. III, с. 47-83; ч. IV, с. 1-31.

   Основанное па анализе отдельных частных разделов русской грамматики рассуждение о методах преподавания русского языка в низших и средних классах гимназии. План преподавания стилистики (с. 25-31). – Рец.: 1) Отеч. зап., 1846, т. ХLVI, июнь, отд. VI, с. 89-92; 2) Отеч. зап., 1846, т. ХLVIII, окт., отд. VI, с. 84-86.

   24. Билевич Н. О цели и сущности гимназического образования. – Моск. вед., 1848, № 139.

   Рассуждение о целях и содержании преподавания русского языка в гимназии.

   25. Билярский П. С. Образчик филологического разбора языка новейших писателей. – Зап. АН. Т. III, кн. I. Спб. 1863, с. 125-137.

   Лексический и стилистический анализ оды Ломоносова "На взятие Хотина". – Отзыв А. Галахова: ЖМНП, 1863, ч. СХХ, дек., отд. II, с. 641-652.

   То же: Отд. отт. Спб., 1865. 13 с.

   26. Бобровский П. О. План учебной части в юнкерских училищах. – Пед. сб., 1869, кн. V, ч. II, с. 497-516; кн. VI, с. 579-601.

   С. 512-513. Общая характеристика рекомендуемых методов преподавания русского языка в юнкерских училищах.

   27. Бобровский П. О. Статистические материалы о состоянии юнкерских училищ в 1873-74 г.– Пед. сб., 1875, кн. VIII, ч. II, с. 765-781; кн. IX, с. 861-882; кн. X, с. 1007-1019; кн. XI, с. 1080-1094.

   С. 868. Изложение требований, предъявляемых при экзаменах по русскому языку в юнкерских училищах.

   28. Бочкаревич К. Заметка о преподавании русского языка в Лубенском уездном училище. – Цирк. Киевск. уч. окр., 1869, № 11, с. 320-324.

   Характеристика принятых автором методов обучения русскому языку в I-III классах. Замечания о значении изучения синтаксиса для общего умственного развития учеников.

   29. Бочковский Н. О способе первоначального обучения русскому языку. – Цирк. Киевск. уч. окр., 1863, № 12, с. 363-370.

   Изложение плана и метода обучения русскому языку, принятого автором в Радомысльском уездном дворянском училище. Критика существующих методов преподавания русского языка (практического, грамматического и логического). – Рец.: Журн. для род. и наст., 1864, т. I, №№ 1 и 2, отд. III, с. 7-9.

   30. Бунаков Н. Мнение учителя Бунакова по поводу протокола комиссии для обсуждения программы по преподаванию в военных гимназиях русского языка и словесности. – Фил. зап., 1866, вып. IV и V, с. 65-74.

   Рассуждение о практических приемах преподавания грамматики, выборе статей для упражнений и о назначении учебников. Доказательство необходимости применения принципа наглядности в обучении грамматике. С. 70-71. Критика принятых комиссией выборных статей для чтения и упражнений по русскому языку. С. 71-74. Разбор "Высшего курса русской грамматики" Стоюнина.

   31. Бунаков Н. Отчет учителя воронежской Михайловской военной гимназии Бунакова по предмету русского языка за 1866/67 учебный год (Классы 1, 2 и 3). – Пед. сб., 1868, кн. IX, ч. II, с. 944-980.

   Подробная характеристика пройденной программы и применявшихся автором методов преподавания. Образцы грамматического разбора.

   32. Бунаков Н. Родной язык как предмет обучения в народной школе с трехгодичным курсом. Лекции, читанные на педагогических курсах Московской политехнической выставки в 1872 г. См. ч. I, № 365.

   33. Буслаев Ф. И. Новая программа русского языка и словесности для экзамена поступающих в университет. См. ч. II, № 481.

   В связи с общей характеристикой программы – замечание о ценности грамматического разбора как одного из способов проверки знаний учащихся.

   34. Буслаев Ф. И. О воспитании в начальном обучении родному языку. – Б-ка для воспит. Ч. I. М. 1845. Отд. II, с. 1-27.

   Рассуждение о задачах и методах обучения родному языку. Отдельные замечания по материалу разных разделов морфологии и синтаксиса русского языка. – Рец.: 1) Б-ка для чт., 1845, т. LXXII, ч. II, отд. VI, с. 30; 2) Отеч. зап., 1845, т. XXXIX, апр., отд. VI, с. 43-45.

   35. Буслаев Ф. И. О преподавании русского языка и словесности (Заметки на статью г. Греча в 7-м № "Морского сборника" за 1856 г.)–Отеч. зап., 1856, т. СIX, дек., отд. I, с. 327-344.

   Характеристика грамматической системы Греча и его взглядов на методику преподавания грамматики русского и старославянского языков (См. Греч Н. И. Заметки о преподавании русского языка и словесности. Морск. сб., 1856, № 7).

   36. Буслаев Ф. И. О преподавании церковнославянского языка в средних учебных заведениях. – ЖМНП, 1867, ч. СХХХIII, янв., отд. 2, с. 58-75.

   Исследование о месте старославянского языка как учебного предмета среди других дисциплин и о его роли для сознательного изучения форм современного русского литературного языка. Характеристика двух ступеней изучения русского языка: низшей – практической и высшей – теоретической. Изложение методики преподавания грамматики на низшей и высшей ступенях обучения. Характеристика объема преподавания старославянского языка в средних учебных заведениях.

   37. Буслаев Ф. И. (рец.) Практическая орфография П. Перевлесского, старшего учителя Ярославской гимназии. Москва, 1842, в 8-ку; VI, 235 стр. Практический синтаксис сложного предложения и стихосложение, его же. М. 1842, в 12 д., 236 стр. – Москвитянин, 1842. ч. V, № 9, с. 178-202.

   Рассуждение о зависимости методических взглядов Перевлесского от методики Вурста ("Praktisсhe Sprachdenklehre"). Критика методических взглядов Вурста и противопоставление их методам Гикке ("Der deutsche Unterricht auf deutschen Gimnasien", 1842), основанных на требовании осмысления изучаемого текста, а не на заучивании его.

   38. [В педагогическом собрании правления Водынской духовной семинарии 25 октября 1874 г.].– Волынск. епарх. вед., 1875, № 1, Часть офиц.

   Заключение экзаменационной комиссии об ответах учащихся по русскому и старославянскому языкам. Анализ орфографических ошибок и ошибок в ответах по теоретическому курсу грамматики. Общая оценка методов преподавания русского языка, принятых учителями семинарии.

   39. Ведомость о числе классных и домашних письменных упражнений в русском языке, данных в гимназиях и прогимназиях Оренбургского учебного округа в течение 1879-80 учебного года. – Цирк. Оренб. уч. окр., 1880, №№ 9 и 10, с. 210-226.

   Перечни разных видов письменных упражнений по русской грамматике.

   40. В[ессель] Н. Местный элемент в обучении. – Учитель, 1862, № 17, с. 839-846; № 18, с. 893-901; № 19, с. 949-957.

   С. 950-951. Краткое изложение рекомендуемых автором методов обучения русскому и старославянскому языкам. – Рец.: Л. Д. Народные наречия и местный элемент в обучении.–Вестн. Европы, 1874, т. IV (ХLVIII), кн. 8, с. 544-571.

   41. Владимиров. О цели и приемах обучения русскому чтению применительно к приготовительному, нижнему, среднему и верхнему классам училищ военного ведомства. – Воспитание, 1863, т. XIII, № 4, отд. II, с. 130-154.

   С. 143-150. Образцы уроков объяснительного чтения с элементами грамматики.

   42. Водовозов В. Занятия русскою словесностью с воспитанниками среднего возраста. – Пед. сб., 1864, кн. III, ч. II, с. 191-211; 1865, кн. IV, с. 291-300; кн. V, с. 379-390; кн. VI, с. 458-473; кн. VII, с. 552-575; кн. VIII, с. 649-672; кн. IX, с. 715-731; кн. X, с. 809-828; кн. XI, с. 905-925; кн. XII, с. 994-1008; кн. XIV, с. 1166-1192; 1866, кн. II, с. 174-192; кн. IV, с. 296-313; кн. VIII, с. 607-626.

   Кн. V, с. 383-389. Филологический и стилистический анализ отрывков из стихотворений Кольцова. Кн. VI, с. 458-473. Филологический и стилистический анализ отрывков из русских народных песен и русских пословиц. Кн. VII, с. 552-575. Анализ языка от рывков из русских народных песен, из летописи Нестора, из произведении Ломоносова, Фонвизина и Карамзина.

   43. Водовозов В. Практические занятия грамматикою. – Учитель, 1869, т. VIII, № 4, с. 114-123.

   Подробный методический проспект грамматического разбора. основанного на логическом анализе предложения. Схемы синтаксического разбора.

   44. Водовозов В. Разборы для упражнения в языке в младшем возрасте. – Учитель, 1866, т. VI, .№.№ 17 и 18, с. 607-616; №№ 19-21, с. 708-717.

   Образец подробного анализа сказки "Теремок мышки" и басни Крылова "Лисица и виноград" со стороны значений слов, фонетических особенностей, грамматических форм и конструкций.

   45. Водовозов В. Тезисы по русскому языку. – ЖМНП, 1861, ч. СIX, янв., отд. III, с. 41-71.

   С. 50-65. Тезисы, раскрывающие принятую автором систему преподавания русского языка в I-VIII классах гимназии. (Роль чтения и знакомства с природой для первоначального обучения русскому языку; связь русского языка и литературы и необходимость их совместного изучения; практические методы изучения русского языка; методы обучения языку на уроках чтения во II классе; систематическое изложение грамматики в III и IV классах; ознакомление с историей русского языка при чтении древнерусских памятников). С. 65-71. В изложении методов изучения литературы (V-VIII классы) – замечания о необходимости одновременного изучения стиля писателя. С. 71. Учебный план восьмиклассной гимназии с указанием количества еженедельных часов по русскому языку. – Рец.: Глебов И. О программах по русскому языку и словесности для желающих поступить в студенты Московского университета. – Воспитание, 1863, т. XIII, кн. 4 отд. II, с. 103-130.

   46. Возражения против означенных мер. – Цирк. Киевск. уч. окр., 1860, № 5, с. 71-76.

   Изложение прений по докладу Н. Гриельского об успеваемости учащихся Белорецкой гимназии (См. "Мнения г. г. учителей гимназии о способах преподавания русского языка, читанные в экстраорд. заседаниях педагогических советов". Цирк. Киевск. уч. окр. 1860, № 5). Изложение мнений учителей А. Гордзиевского, Н. Мануйловича и М. Персидского об ошибочности данной Н. Гриельским отрицательной оценки успеваемости учащихся по русскому языку, об устарелости предлагаемых им методов преподавания и о нецелесообразности разделения преподавания русского языка на теоретическое и практическое. Замечания об особенностях методики преподавания русского языка нерусским учащимся.

   47. Воронов А. Материалы для истории просвещения в России в XVIII столетии. Федор Иванович Янкович де-Мириево. – Журн. для воспит., 1858, т. III, № 5, с. 353-395; т. IV, № 7, отд. I, с. 30-68; № 8, с. 93-132; № 9, с. 182-204; № 10, с. 235-260.

   Биографические материалы и характеристика педагогической и лингвистической деятельности Янковича. Список его учебных книг и трудов по педагогике. Краткое изложение разработанных Янковичем методов преподавания грамматики русского языка. С. 48. Изложение мнения профессора Московского университета Поповского (1759г.) о богатстве русского литературной языка и его способности выражать отвлеченные понятия. Доказательства необходимости ведения университетского преподавания на русском языке.

   48. Воскресенский В. А. О преподавании русской грамматики в низших классах среднеучебных заведений. – Пед. музей, 1876, № 12, с. 683-695.

   Рассуждение о целях и методах преподавания грамматики русского языка. Характеристика главнейших направлений русской научной и школьной грамматики и методики преподавания русского языка.

   49. Воскресенский В. А. Первоначальные уроки русской грамматики. См. ч. I, № 61.

   50. Вульф В. О преподавании русского языка и словесности. По поводу вопросов, решенных на съезде учителей Харьковского учебного округа в январе 1867 г. См. ч. II, № 814.

   Подробное изложение вопросов, рассмотренных на Харьковском, Московском, Казанском и Киевском учительских съездах. Подробный критический разбор существующих методов преподавания русского языка. Критический анализ принятых съездами программ. Мнение о необходимости тесной связи преподавания грамматики с преподаванием русской словесности.

   51. Выписка из 1-ой ст. протокола Совета попечителя Одесского учебного округа от 18 декабря 1876 г. – Цирк. Одесск. уч. окр., 1877, № 1, с. 37-62.

   С. 38-41. Изложение сообщения проф. Некрасова об итоговых письменных работах по русскому языку в гимназиях и реальных училищах. Характеристика сочинений с точки зрения общей орфографической грамотности и стиля.

   51а. Высший курс русской грамматики, составленный В. Стоюниным. Спб. 1855. IV, III, 167с. (рец.) – ИОРЯС. Т. IV, вып. 5. Спб. 1855, с. 247.

   Обзор содержания и краткий отзыв. Мнение о том, что практическое изучение русского языка должно быть отлично от научного.

    52. Г. В. Победительницы правописания (Из записок учителя). –Журн. для воспит., 1859, т. VI, № 8, отд. II, с. 78-84.

   Характеристика методов преподавания орфографии, применявшихся автором в женском пансионе в 1858 г. Примеры орфографического разбора.

   53. Гаврилов И. Первые уроки древнего церковнославянского языка (По поводу "Учебника русской и церковнославянской этимологии для средних учебных заведений" Л. Поливанова). – ЖМНП, 1868, ч. СХХХVIII, май, отд. 2, с. 534-572.

   В связи с разбором учебника Поливанова – подробное иллюстрированное примерами изложение разработанного И. Гавриловым метода преподавания старославянского языка.

   54. Галахов А. Дополнительные объяснения г-ну Гречу. – Отеч. зап., 1857, т. СХI, апр., отд. II, с. 89-119.

   Ответ на "Заметки о преподавании русского языка и словесности" Н. Греча (Морск. сб., 1856, № 7). Критика принципов, положенных в основание грамматических трудов Греча и разработанных им методов преподавания русского языка. Рассуждение о характере материала, на котором должна строиться грамматика русского литературного языка. Критические замечания по отдельным разделам грамматики Греча (определение наречий, сложное предложение, значение именительного падежа). Рассуждение о форме падежа прямого дополнения при переходных глаголах. Замечания о различии в значениях двух форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода с нулевым окончанием (листы – листья). – Рец.: 1) Полевой К. Споры о грамматике и языке. – Сев. пчела, 1857, №№ 23, 49, 50, 116 и 117; 2) П. Б. Chef d'oeuvre г. Галахова в так называемом "легком" роде литературы. – Спб. вед., 1857, № 121.

   55. Галахов А. Как прежде учили и как еще учат грамматике? – Телескоп, 1836, ч. XXXIII, № 11, с. 339-374.

   Подробный критический обзор существующих методов обучения морфологии и синтаксису русского языка. Критика принятых методов обучения орфографии. Рассуждение о необходимости предшествующего обучению грамматике ознакомления учащихся с образцами языка художественных произведений.

   56. Галахов А. Мнение о статье г. Греча "Заметки о преподавании русского языка и словесности" (помещенной в 7-м № "Морского сборника" за 1856 г.).– Спб. вед., 1856, №№ 266-268.

   Мнение о научной несостоятельности выдвинутого Гречем определения предмета грамматики. Доказательства того, что русскую грамматику нельзя строить по французским образцам. Изложение общих требований, предъявляемых к составителю русской грамматики. Критические замечания по ряду частных вопросов грамматического анализа. Критика разработанной Гречем методики преподавания русской грамматики и материалов, используемых им для грамматического разбора. Характеристика источников, из которых следует черпать материал для грамматического разбора. Образцы филологического разбора. – Рец.: Полевой К. Споры о грамматике и языке. – Сев. пчела, 1857, №№ 23, 49, 50, 116 и 117.

   57. Галахов А. (рец.) Практический синтаксис сложного предложения и стихосложения, составленные Петром Перевлесским, старшим учителем Ярославской гимназии. Москва. 1842. Практическая орфография с предварительными к ней замечаниями, составленная Петром Перевлесским, старшим учителем Ярославской гимназии. Москва. 1842. См. ч. II, № 878.

   Критический анализ применяемых Перевлесским методов преподавания грамматики, в частности, принятой им последовательности изложения основных разделов программы. Обзор мнений Коноплева, Давыдова, Белинского, Аксакова и других по вопросу о последовательности преподавания морфологии и синтаксиса. Критика основных теоретических положений и практических нововведений Перевлесского, касающихся русской орфографии.

   58. Галахов А. (рец.) Русская грамматика для русских В. Половцова. Третье исправленное издание. Спб. 1839. – Отеч. зап., 1840, т. XII, сент., отд. V. с. 1–14.

   Характеристика методов преподавания русской грамматики учащимся, владеющим русским языком. Мнение о необходимости изучения русского языка на материале классической литературы. – Рец.: Половцов П. О разборе "Русской грамматики для русских", : составленной В. Половцовым. – Отеч. зап., 1840, т. XIII, дек., отд. V, с. 47-54.

   59. Гаярин И. Педагогические наблюдения и заметки. Отчего в наших учениках развивается привычка говорить не думая? Отчего они выносят из заведения много мнимой уверенности в знании и мало истинного знания? – Цирк. Моск. уч. окр., 1868, № 1, Прилож., с. 1-16.

   С. 3-4. Критика существующих методов преподавания русского языка. Рассуждение о недопустимости отрыва теоретических знаний от практического изучения языка.

   60. Гаярин И. По поводу грамматического разбора. – Цирк. Моск. уч. окр., 1868, № 3, Прилож., с. 20-21.

   Рассуждение о необходимости связи грамматического разбора с анализом внутреннего смысла произведения (на материале грамматического разбора отрывка из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина).

   61. Гаярин И. Уроки грамматики. – Цирк. Моск. уч. окр., 1868, № 2, Прилож., с. 28-37.

   Схематическое изложение уроков по темам: части речи, различение падежей, понятие залога, понятие вида, понятие наклонения. – Рец.: ЖМНП, 1869, ч. СXLII, апр., отд. III, с. 135-137.

   62. Гедике И. Несколько слов об объяснительном чтении или логическом разборе. – Цирк. Моск. уч. окр., 1868, № 2, Прилож., с. 20-26.

   Анализ основных методов объяснительного чтения. Изложение принципов выделения слов, нуждающихся в специальных пояснениях.

   63. Гедике И. Урок из грамматики.–Цирк. Моск. уч. окр., 1868, № 2, Прилож., с. 26-27.

   Методическая разработка урока на тему: "Подлежащее и сказуемое в предложении".

   64. Геннинг В. По поводу статьи г. Николенка: "Первые беседы с детьми о составе русской речи". – Учитель, 1865, т. V, № 17, с. 617-621.

   Рецензия на статью М. Г. Николенко (Учитель, 1865, т. V, №№ 11 и 12, 15, 16, 23 и 24). Доказательства несостоятельности предложенных Николенко методов обучения грамматике. Критика его определений отдельных грамматических понятий и образцов для самостоятельных упражнений. В примечании редактора (с. 622-623) – критические замечания по поводу предложенных Николенко методов обучения русской грамматике.

   65. Главные основания для преподавания закона божия, русского языка, арифметики и чистописания в приготовительных классах при гимназиях и прогимназиях Виленского учебного округа. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1871, № 12, отд. II, с. 245-254.

   С. 250-253. Характеристика содержания, программ и методов преподавания русского языка в приготовительных классах гимназии.

   66. Глебов И. Новый взгляд на народное образование. Ясная Поляна. Изд. гр. Л. Н. Толстого. 1862. Январь. – Воспитание, 1862, т. XI, № 4, отд. II, с. 141-159.

   С. 153-158. Полемика с Л. Н. Толстым по вопросу о содержании и целях преподавания русского языка в школе и о характере основных пособий для такого преподавания. Изложение взглядов И. И. Срезневского ("Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте". ИОРЯС. Т. IX, вып. 1 и 5. Спб. 1860-1861). Подробное рассмотрение методов обучения "народному" и литературному языку.

   67. Глебов И. (рец.) Русское чтение в двух курсах. Учебное пособие но русскому языку и словесности. Издание Р. Голике. Спб. 1861. XV и 160 стр. – Воспитание, 1861, т. X, № 12, отд. II, с. 145-148.

   Подробный критический анализ книги для классного чтения со стороны ее содержания, построения и расположения грамматического материала.

   68. Говоров К. Из записки учителя русского языка в Тамбовской гимназии г. Говорова. – Цирк. Харьковск. уч. окр., 1867, № 8, Прибавл., с. 33-42.

   Характеристика занятий по русскому языку в I классе (чтение, разбор прочитанного, письмо под диктовку, занятия старославянским языком, переписывание). Образец урока по анализу сочинения.

   69. Говоров К. Мнение о распределении занятий между учителями русского языка и русской словесности в гимназиях. – Фил. зап., 1867, вып. III и IV, с. 95-110.

   Критическое рассмотрение существующего распределения занятий и изложение способов к устранению недостатков. Доказательства необходимости изменения существующих программ и перераспределения учебных часов по классам, а также разделения преподавания русского языка и словесности между разными учителями.

   70. Говоров К. Несколько вопросов, касающихся учебной грамматической практики. – Фил. зап., 1867, вып. II, с. 33-48.

   Основанное на анализе конкретного материала школьного грамматического разбора рассуждение о грамматическом и логическом подлежащем в русском литературном языке. Анализ личных и безличных предложений. Рассуждение о грамматической природе междометных глаголов. Определение категории вида.

   71. Говоров К. Разборы литературных образцов (Две пробные лекции по русской словесности). – Фил. зап., 1867, вып. VI, с. 287-302; 1868, вып. I, с. 15-26; вып. II, с. 237-257.

   Сопоставление языка и стиля описания Куликовской битвы в "Истории государства российского" Карамзина и в Никоновской летописи (вып. VI, с. 293-294). Анализ языка отрывка из Никоновской летописи (с. 296-301). Объяснение отдельных слов и выражений из оды Ломоносова "Из Иова" (вып. I, с. 18-24). Разбор некоторых слов и выражений "Сказки о рыбаке и рыбке" Пушкина (вып. II, с. 247-251) и басни Крылова "Свинья" (с. 255-257).

   72. Говоров К. Разборы образцов литературных произведений. – Фил. зап., 1870, вып. I, с. 1-28.

   Объяснение отдельных слов и выражений во "Второй песне Лихача-Кудрявича" Кольцова (с. 10-14) и в сатире Дмитриева "Чужой толк" (с. 20-27).

   73. Годовой отчет о состоянии юнкерских училищ за 1873/74 учебный год. Курс 10-ый. Часть II. Мнение войсковых комиссий о результатах по образованию юнкеров в училищах. – Пед. сб., 1875, кн. VII, ч. I, с. 1-22; кн. VIII, с. 23-43.

   С. 1, 11, 14, 16, 23, 31 и 41. Характеристика результатов экзаменов по русскому языку.

   74. Голунский И. О погрешностях в русском языке, встречаемых преимущественно в западных губерниях России и Царстве польском. – Цирк. Варшавск. уч. окр., 1875, № 9, с. 255-264.

   Анализ грамматических, стилистических, орфоэпических ошибок и ошибок в словоупотреблении, появляющихся под влиянием польского языка в русской речи учащихся.

   75. Гордеенко Е. Наши гимназии и их двойной классицизм. – Вестн. Европы, 1869, т. II, кн. 3, с. 400-408.

   С. 405. Критика применяемого в гимназиях сравнительного метода изучения русского языка. Рассуждение о том, что принятая в гимназиях "Грамматика" П. Перевлесского недоступна для понимания учащихся.

   76. Городчанинов. Мнение профессора Городчанинова о первоначальном средстве к распространению успехов в знании славянского языка. – Каз. вестн., 1828, ч. XXIII, май, с. 105-108.

   Мнение о том, что изучение старославянского языка может быть использовано как средство борьбы с засорением русского языка иноязычными словами. Рассуждение о том, что для изучения старославянского языка необходима хорошая книга для чтения, снабженная толковым словарем непонятных слов и выражений. Публикация извлечения из письма Державина, подтверждающего это мнение.

   77. Горошевич А. О грамматиках Востокова и Иванова. См. ч. II, № 883.

   С. 452. Характеристика методов сравнительного изучения русского и польского правописания при преподавании русского языка учащимся-полякам (в частности, правил употребления буквы u)

   78. Грамматика нового способа для первоначально начинающих изучать ее, составлена с вопросами Семеном Алексеевым Кусовниковым. Москва. В типографии Т. Волкова. С. 162 (рец.) См. ч. II, № 884.

   С. 83. Критические замечания по отдельным вопросам методики преподавания русского языка.

   79. Гребенников Я. Метода преподавания русского языка в уезд[ном] училище. – Цирк. Киевск. уч. окр., 1863, № 1, с. 19-32; № 2, с. 53-56.

   Рассуждения о методах и приемах обучения русскому языку учащихся-украинцев и белорусов. Характеристика специфики преподавания в уездных училищах по сравнению с преподаванием в городских гимназиях. Описание принятого автором плана и метода преподавания фонетики, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации в I-III классах уездных училищ.

   80. Греч Н. И. Заметки о преподавании русского языка и словесности. – Морск. сб., 1856, т. XXII, № 7, отд. III, с. 190-203.

   Подробная характеристика методов преподавания русского языка при первоначальном обучении дома и в средних учебных заведениях. Изложение основных методических правил преподавания морфологии и синтаксиса. Характеристика объема программы по морфологии и синтаксису в средних учебных заведениях. Мнение о месте старославянского языка в общей системе преподавания. – Рец.: 1) Буслаев Ф. И. О преподавании русского языка и словесности (Заметки на статью г. Греча в 7-м № "Морского сборника" за 1856 г.). – Отеч. зап., 1856, т. СIX, дек., отд. I, с. 327-344; 2) Галахов А. Мнение о статье г. Греча: "Заметки о преподавании русского языка и словесности" (помещенной в 7-ом № "Морского сборника" за 1856 г.). – Спб. вед., 1856, №№ 266, 267 и 268; 3) Разин. По поводу рассуждения г. Бема "О воспитании". – Морск. сб., 1856, т. XXVI, № 14, отд. III, с. 1-34; 4) Галахов А. Дополнительные объяснения г-ну Гречу. – Отеч. зап., 1857, т. СХI, апр., отд. II, с. 89-119; 5) П. Б. "Морской сборник". – Спб. вед., 1857, № 39; 6) П. Б. Chef d'oeuvre г. Галахова в так называемом "легком" роде литературы. – Спб. вед., 1857, № 121.

   81. Грот Я. К. Об элементарном преподавании русского языка. – ИОРЯС. Т. VI, вып. 1. Спб. 1857, с. 19-34.

   Исследование об основных методах преподавания и обзор трудов по методике преподавания родного языка. Определение содержания и методов преподавания русского языка. Замечания о соотношении теоретического и практического обучения. Характеристика основных принципов русского правописания. Доказательства необходимости сохранения в школьной практике традиционного правописания. Критика тенденций к орфографическим новшествам.

   82. Д. К. О чтении как пособии при первоначальном обучении. – Сев. почта, 1862, № 252.

   Рассуждение о неудовлетворительности существующих методов преподавания грамматики, в частности, о нецелесообразности применения грамматического разбора и о перегрузке учащихся I-III классов гимназий письменными работами, препятствующими внеклассному чтению.

   83. Давыдов И. И. Взгляд на грамматическое исследование о русском языке. Предисловие к третьему изданию "Опыта общесравнительной грамматики" орд. ак. И. И. Давыдова. – ИОРЯС. Т. III, вып. 3. Спб. 1854, с. 113-127.

   Характеристика основных направлений в изучении русского языка: "учебного", "критического" и "ученого". Обзор содержания и научная оценка русских грамматик "учебных", "критических" и "научных" от Ломоносова до Давыдова. Сравнительный анализ разных изданий "Опыта общесравнительной грамматики" И. И. Давыдова. Мнение о необходимости сравнительно-исторического изучения русского языка.

   84. Давыдов И. И. Дополнительные статьи к рассуждению Бема "О воспитании". – Морск. сб., 1856, т. XXI, №5, отд. III, с. 115-147.

   Отзыв о статье Бема "О воспитании" (Морск. сб., 1856, т. XX, № 1). С. 136-139. Рассуждение о роли изучения родного языка в деле воспитания и образования юношества.

   85. Давыдов И. И. Отрывки из речи профессора И. И. Давыдова о содействии Московского университета успехам отечественной словесности. Заслуги университета отечеству. – Лит. прибавл. к Русск. инв., 1836, ч. XXIV, №№ 79 и 80.

   С. 637. Рассуждение о роли изучения родного языка в деле образования юношества.

   86. Деларю Ф. М. Заметка о грамматических терминах и определениях вообще. См. ч. II, № 891.

   С. 64-65. Характеристика применяемых автором в начальных классах гимназии методов изложения вопросов о переходности, непереходности и возвратности глаголов. Рассуждение о необходимости избегать сложных научных терминов и определений в учебниках по русской грамматике для низших классов гимназий.

   87. Дембровский. О преподавании русского языка в Казанском юнкерском училище. – Пед. сб., 1869, кн. XII, ч. II, с. 1179-1182.

   Характеристика целей и задач преподавания русского языка и анализ методов, применяемых автором при обучении правописанию.

   88. Дмитрюков А. Замечание о практическом преподавании русского языка. – Фил. зап., 1860, вып. III, с. 154-157.

   Заметка о пользе преподавания "правил слога", которое проводилось автором в Суджанском уездном училище в 20-х годах XIX в.

   89. [Добролюбов Н. А.] (рец.) Praktischer Leitfaden zum Erlernen der russischen Sprache, bearbeitet von J. Pihlemann, Lehrer der russischen Sprache am Gimnasium zu Reval. Reval, 1857. In 8. Х+272+58. См. ч. II, № 896.

   Подробный критический анализ учебника. С. 353-356. Замечания относительно предложенного в руководстве метода преподавания русского языка.

   90. Добротворский А. П. Педагогические наблюдения над практическою методою преподавания русского языка и критический взгляд на нее. – ЖМНП, 1859, ч. СIV, ноябрь, отд. II, с. 126-166; дек., с. 221-252.

   Критика метода преподавания грамматики, предложенного Разиным в ст.: "По поводу рассуждения г. Бема "О воспитании"" (Морск. сб., 1856, № 14). Рассуждение о недостатках "чисто практической методы" и о необходимости "теоретического и критического метода". Мнение о необходимости изучения теории отечественного языка в начале учебного курса. Анализ "догматического метода". Изложение основных требований, предъявляемых к учебнику русского языка. Рассуждение о роли чтения и, в частности, чтения "славянского", в деле обучения родному языку. – Рец.: Книжн. вести., 1860, № № 7 и 8, с. 44.

   То же: Отд. отт. [1859]. 72 с.

   91. Домарадский П. О преподавании русского языка в уездных училищах. – Цирк. Киевск. уч. окр., 1866, .№ 11. с. 423-432.

   Общая характеристика и оценка приемов и методов обучения русскому языку, практикуемых автором в I-III классах.

   92. Донесение окружного инспектора М. Т. Пятина его превосходительству попечителю Одесского учебного округа. –Цирк. Одесск. уч. окр., 1867, V 8, отд. II. с. 187-232.

   С. 193-196, 208-210. Характеристика успеваемости по русскому языку в Таганрогской и Екатеринославской гимназиях.

   93. Донесения об испытаниях в Тираспольском уездном училище, Кишиневской гимназии и о болгарских народных училищах в Бессарабии, представленные попечителю округа ординарным профессором Новороссийского университета В. И. Григоровичем. – Цирк. Одесск. уч. окр., 1869, № 7, отд. II, с. 283-308.

   С. 292-294. Характеристика знаний по русскому языку у учащихся Кишиневской гимназии. Мнение о необходимости преподавания современного русского языка в связи с языком древнерусским и старославянским. Характеристика языка сочинений учащихся.

   94. Ельницкий К. Обучение грамматике. – Семья и школа, 1877, кн. II, отд. I, с. 240-275.

   Рассуждение о роли изучения грамматики в системе общего образования. Характеристика индуктивного и дедуктивного методов изучения. Описание последовательности изложения основных разделов грамматики. Мнение о целесообразности концентрического расположения грамматического материала. Анализ методов преподавания морфологии и синтаксиса и проведения грамматического разбора. Программа изучения отдельных разделов грамматики (синтаксис простого предложения, части речи). Перечень методических пособий (10 названий), элементарных руководств с методическим освещением грамматического материала (12 названий) и элементарных учебников по грамматике (24 названия).

   95. Ельницкий К. Обучение церковнославянскому языку. – Семья и школа, 1877, кн. II, № 11, отд. I,. с. 359-369.

   Рассуждение о роли и методах изучения старославянского языка в школе. Рекомендательный список пособий. Сведения об объеме подлежащего изучению материала по грамматике старославянского языка.

   96. Ельницкий К. Общие методические положения по обучению отечественному языку. – Семья и школа, 1878, кн. II, № 1, с. 33-50.

   Рассуждение о преимуществах концентрического расположения грамматического материала при элементарном обучении. Характеристика основных форм обучения (излагающая, вопросоответная, эвристическая). План урока по русскому языку: замечания о методах проведения урока.

   97. Ельницкий К. Письменные упражнения. – Семья и школа, 1877, кн. II, № 9, отд. I, с. 155-186.

   Анализ различных видов письменных упражнений по орфографии, грамматике и стилистике. Рассуждение о необходимости преподавания орфографии совместно с грамматикой. Характеристика приемов исправления письменных работ учащихся.

   98. Ельницкий К. Чтение, разбор, рассказ и заучивание наизусть. – Семья и школа, 1877, кн. II, № 8, отд I с. 22-53.

   Характеристика роли и значения объяснительного чтения в обучении русскому языку и анализ методов толкования слов.

   99. Ермолинская А. Начальные грамматические упражнения. – Пед. сб., 1869, кн. VIII, ч. II, с. 709-732.

   Образцы грамматических упражнений по темам: имя существительное (склонение, значение падежей, словообразование); имя прилагательное (словообразование, степени сравнения); глагол (наклонения, времена, залоги, виды).

   100. Ермолинская А. Опыты классных и внеклассных упражнений в изучении родного языка детьми младшего и среднего возраста. – Пед. сб., 1868, кн. X, ч. II, с. 1110-1121.

   С. 1116-1121. Образцы упражнений для изучения синонимов.

   101. Еще о трудах Ученого комитета бывшего Главного правления училищ. – Совр. летопись, 1863, № 25.

   Критика § 42 проекта Устава гимназии, составленного Ученым комитетом Министерства народного просвещения (В § 42 проекта – характеристика целей и методов преподавания русского языка в гимназиях).

   102. Желтов И. Единственно научный способ разбора слов. – Фил. зап., 1880, вып. VI, с. 1-3.

   Рассуждение о неудовлетворительности существующего в школьной практике метода грамматического разбора слов и о необходимости замены его разбором "лингвистическим" и "филологическим" (историко-этимологическим).

   103. Желтов И. Заметка о важности церковнославянского языка в деле народно-русского образования. – Фил. зап., 1867, вып. III и IV, с. 111-116.

   Рассуждение о важности и необходимости изучения старославянского языка. Характеристика его значения с точки зрения нравственно-религиозной, общеобразовательной и научной.

   104. Житецкий П. О преподавании русского языка с церковнославянским и словесности в Киево-Подольской гимназии (План, приемы и программа преподавания). – Цирк. Киевск. уч. окр., 1869, № 2, с. 58-67; № 3, с. 82-92.

   Описание и анализ принятых автором методов обучения русскому языку в I-IV классах гимназии по собственному плану и программе. Замечания об отсутствии общеобразовательного значения в схематическом изучении грамматических категорий. Мнение о целесообразности проведения самостоятельных работ учащихся по составлению периодов. Доказательства необходимости составлении нового учебника грамматики на основе обобщения типических ошибок в области теории и правописания. Требование подбора в качестве материала для грамматического разбора законченных отрывков художественной речи. – Рец.: Омельяненко П. Заметка на записку (г. Житецкого) о преподавании русского языка с церковнославянским и словесности. – Цирк. Киевск. уч. окр., 1869, № 6, с. 185-191.

   105. Журнал заседаний г. г. директоров училищ Казанского учебного округа 24, 25, 26, 27 и 29 января 1868 г. >>>>>>>>>–Цирк. Каз. уч. окр., 1868, № 4, с. 35-46.

   С. 40-41. Сведения об объеме и методах обучения русскому и старославянскому языкам.

   106. Журнал заседания Совета при попечителе Киевского учебного округа. – Цирк. Киевск. уч. окр., 1880, № 5, с. 183-187.

   С. 183-185. Характеристика письменных работ по русскому языку учащихся старших классов в отношении орфографической и стилистической грамотности.

   107. Журнал Педагогического комитета Первого военного Павловского училища. – Пед. сб., 1865, кн. XII, ч. 1, с. 279-286.

   С. 284-285. В записке Тихомирова о преподавании русского языка в военных училищах – рассуждение об объеме программы по грамматике и об основных методах се преподавания.

   108. Журнал Учебного комитета при ев. Синоде за № 18. – Волынск. епарх. вед., 1875, № 16, Часть офиц.

   В рецензии на книгу И. Гаврилова "Стилистические задачи для четырех низших классов" (Спб. 1874) – мнение о необходимости сочетания стилистических упражнений с изучением грамматики и правописания.

   109. Журнал Учебного комитета при св. Синоде за № 171. – Волынск. епарх. вед., 1874, № 10, Часть офиц.

   В связи с разбором методов преподавания греческого языка – замечания о том, что учителя греческого языка должны одновременно следить за чистотой и правильностью русской речи учащихся.

   110. Журнал Учебного комитета при св. Синоде, № 73. О составленных В. Водовозовым " Книге для первоначального чтения в народных школах" и "Книге для учителей" (1871 г. С.-Петербург). – Киевск. епарх. вед., 1874, №№ 2 и 3, отд. 1.

   Рассмотрение изложенных в "Книге для учителей" методов проведения грамматических упражнений.

   111. Журнал Учебного комитета при св. Синоде от 28 мая 1875 г. № 105. – Волынск. епарх. вед., 1876, № 1, Часть офиц.

   Обзор высказываний членов комитета о мероприятиях по улучшению письменных работ воспитанников духовных семинарий и училищ. Анализ недочетов в работе учителей русского языка. Методические указания по проведению письменных упражнений по русскому языку.

   112. Журнал Учебного комитета при св. Синоде от 10 октября 1873 г. за № 166. – Волынск. епарх. вед., 1874, № 6, Часть офиц.

   Итоги обследования преподавания русского и старославянского языков в духовных училищах. Примеры отступлений учителей от утвержденных программ и рекомендованных методов преподавания. Критика методов, применяемых учителями духовных училищ. Характеристика наиболее эффективных приемов и методов преподавания русского и старославянского языков.

   113. Забелин И. Характер древнего народного образования в России (Несколько замечаний о "Заметке для истории просвещения в России" г. Куприянова). – Отеч. зап., 1856, т. CV, март, отд. II, с. 1-20.

   Рецензия на статью Куприянова (Спб. новости, 1855, № 163 и Москвитянин, 1855, № 10). С. 11-13. Характеристика состояния преподавания грамматики русского языка до 1721 г. С. 5–6. Публикация отрывка из "Стоглава" XVI в.: "О училищах книжных по всем градом".

   114. Заключение Главного управления военно-учебных заведений на мнения об экзаменах в юнкерских училищах. – Пед. сб., 1875, кн. X, ч. I, с. 1-16.

   С. 8. Изложение требований, предъявляемых к экзаменующимся по русскому языку.

   115. Заметка о преподавании греческого языка в наших гимназиях. – Совр. изв., 1869, № 61.

   В рассуждении о методах преподавания греческого языка – примеры встречающихся в учительской практике неудовлетворительных переводов с греческого языка на русский.

   116. Замечания г. директора училищ N. губ. по Б. уездному училищу. – Цирк. Каз. уч. окр., 1866, № 21, с. 164-169.

   С. 165-166. В связи с разбором урока одного из учителей – рассуждение о методике преподавания русского языка в I-III классах уездных училищ.

   117. Замечания директора училищ Нижегородской губернии по обозрению в январе 1866 г. арзамасских училищ. – Цирк. Каз. уч. окр., 1866, № 6, с. 51-52; № 7, с. 56-60, № 8, с. 68; № 9, с. 72-73.

   № 7, с. 56-58. Обзор пройденного материала по русскому языку в I-III классах народных уездных училищ. Критический разбор уроков. Анализ орфографических ошибок в письменных работах учащихся.

   118. Замечания начальника Радомской учебной дирекции об осмотренных им Солецких педагогических курсах. – Цирк. Варшавск. уч. окр., 1866, № 10, с. 388-393.

   С. 391. Сведения об успеваемости по русскому языку. Анализ орфоэпических и акцентологических ошибок.

   119. Запольский Н. Н. Опыты разбора стихотворений в VI классе военных гимназий.–Пед. сб., 1869, кн. VII, ч. II, с. 806-854.

   В связи с общим литературоведческим разбором – филологический анализ стихотворения Пушкина "Поэт" (с. 812-816, 818-820, 831-833, 849). – Рец.: Бунаков Н. Заметка о классном разборе стихотворения Пушкина "Поэт". – Пед. сб., 1869, кн. XII, ч. II, с. 1144-1160.

   120. Заринский П. Заметка о преподавании русского языка в юнкерских училищах. – Пед. сб., 1869, кн. V, ч. II, с. 534-556.

   Характеристика целей и задач преподавания русского языка. Подробная характеристика применяемых автором приемов и методов преподавания (грамматический разбор, изучение грамматических правил, диктант, логический разбор, объяснительное чтение, письменные упражнения).

   121. Заседание С.-Петербургского педагогического общества 4-го декабря 1871 г. – Семья и школа, 1872, кн. II, № 4, с. 31-95 (разд. паг.).

   Изложение обсуждения тезисов реферата О. И. Москвитиновой "О преподавании русского языка в подготовительных классах нормальных училищ" (Семья и школа, 1871, кн. II, № 9).

   122. Зеленецкий П. Исторический обзор преподавания русского языка и словесности в среднеучебных заведениях. – Семья и школа, 1874, кн. II, № 3, отд. I, с. 189-220; № 4, с. 300-344.

   Краткий очерк истории развития русской методической науки начиная с 30-х годов XIX в. Характеристика двух основных методов: догматического (теоретического) и историко-практического. Анализ ученических письменных работ, проведенных по историко-практическому методу. Изложение содержания помещенных в журналах "Учитель" и "Педагогический сборник" статей Некрасова, Авилова и Скопина, посвященных анализу программ и методов преподавания русского языка и словесности.

   123. Зефиров М. Мнение председателя Казанского уездного училищного совета священника Михаила Зефирова по вопросу об устройстве инородческих начальных училищ. – Цирк. Каз. уч. окр., 1869, №1, с. 3-12; № 2, с. 17-24; № 3, с. 26-34.

   Анализ практикуемых учителями Ильинским, Золотницким и Герасимовым методов обучения русскому языку учащихся коми и марийцев.

   124. Значение отечественного языка в школе. – Уч.-воспит. б-ка. Т. I. М. 1876. Отд. III, с. 1-4.

   Рассуждение о задачах школы в борьбе за чистоту и правильность русского языка. Характеристика роли русского языка как учебного предмета, воспитывающего патриотические чувства учащихся.

   125. Зыков. Записка старшего учителя русского языка и словесности Тверской гимназии Зыкова о методе преподавания отечественного языка и словесности. – Цирк. Моск. уч. окр., 1862, № 2, с. 10-15.

   Рассуждение о целях преподавания русского языка в гимназии и о разделении его на курсы приготовительный и грамматический. Обзор содержания этих курсов и анализ основных методов преподавания,

   126. И. Б. О народных училищах и учительских институтах. – Совр. летопись, 1862, №№ 23 и 24.

   Рассуждение об общеобразовательном значении старославянского языка и о пользе преподавания его в училищах.

   127. И. Бел-в. Учебники по русскому языку. См. ч. II, № 907.

   В связи с разбором существующих учебников русской грамматики (Перевлесского, Минина и др.) – рассуждение о наиболее эффективных методах преподавания русского языка. Доказательства целесообразности применения "практического" метода, содействующего пониманию общих законов развития русского языка.

   128. Иванов. Извлечение из донесения испр. д. адъюнкта Иванова г. попечителю о ходе выпускных экзаменов в Ярославской гимназии. – Цирк. Моск. уч. окр., 1866, № 12, с. 11-14.

   С. 13. Характеристика знаний выпускников по русскому языку; замечание об отрыве теоретических познаний от практических навыков.

   129. Из отчета г. попечителя Виленского учебного округа об осмотре приходских и народных училищ Ковенской губернии в декабре 1871 г. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1872, № 9, отд. II, с. 291-308.

   С. 295-298. Характеристика методов, применяемых при обучении русскому языку детей-литовцев.

   130. Из отчета о состоянии Александровской учительской школы в учебно-воспитательном отношении за 1867 г. – Цирк. Моск. уч. окр., 1868, № 4, с. 7-31.

   Характеристика объема занятий по русскому языку в учительской школе (с. 14-16) и в начальном училище при учительской школе (с. 27-29). Изложение методики обучения русскому языку нерусских детей.

   131. Из отчета окружного инспектора Виленского учебного округа Попова, представленного г. попечителю округа о ревизии Полоцкой учительской семинарии и начального при ней училища с 18-го по 25-ое мая 1876 г. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1877, № 1, отд. II, с. 1-36.

   Сведения о знаниях учащихся семинарии по старославянскому языку (с. 19-21) и по русскому языку (с. 26-28).

   132. Из отчета по Управлению Виленским учительским институтом с состоящим при нем городским двухклассным училищем за 1878 гражданский год. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1879, № 1, отд. II, с. 1-26.

   С. 11-12. Список тем для письменных упражнений по русскому языку в разных классах института.

   133. Из отчета по Управлению Виленским учительским институтом с состоящим при нем Городским двухклассным училищем за 1877 г. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1878, № 9, отд. II, с. 361-405.

   Сведения об объеме пройденного материала по русскому языку в разных классах института (с. 366) и в Городском при институте училище (с. 393). С. 385-387. Рассуждение о пользе письменных упражнений. Тематика сочинений по русскому языку для воспитанников института (по классам).

   134. Из отчета по Управлению Виленскою дирекцией народных училищ за 1877 гражданский год. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1878, № 7, отд. II, с. 275-359.

   Сведения об успеваемости по русскому и старославянскому языкам в уездных двухклассных училищах (с. 293), в двухклассных народных училищах (с. 298), в городских женских училищах (с. 304-305) и в сельских начальных училищах (с. 315-317).

   135. Из отчета по Управлению Витебскою дирекциею народных училищ за 1873 гражданский год. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1874, № 7, отд. II, с. 367-391.

   С. 385-388. Сведения об уровне знаний по русскому языку у кандидатов к учительским обязанностям.

   136. Из отчета по Управлению Гродненскою дирекциею народных училищ за 1873 гражданский год. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1874, № 8, отд. II, с. 393-416.

   С. 398-399. Характеристика успеваемости по русскому языку у учащихся начальных народных училищ.

   137. Из отчета по Управлению Ковенскою гимназией за 1876 г. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1877, № 5, отд. II, с. 291-352.

   С. 341-342. Список тем по русскому языку, предложенных учащимся на летние каникулы 1876 г.

   138. Из отчета по Управлению Ковенскою дирекциею народных училищ за 1873 гражданский год. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1874, № 7, отд. II, с. 339-350.

   Характеристика успеваемости по русскому языку у учащихся народных двухклассных училищ (с. 343-344), начальных народных училищ (с. 347-348) и сельских мужских начальных училищ (с. 349-350).

   139. Из отчета по Управлению Несвижскою учительскою семинарией с состоящими при оной приготовительным классом и начальным училищем за 1878 г. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1879, № 3, отд. II, с. 67-103.

   С. 79-83. Список тем для письменных работ по русскому и старославянскому языкам (по классам). С. 86-87, 93-94. Сведения об объеме материала по русскому и старославянскому языкам, пройденному в учительской семинарии.

   140. Из отчета по Управлению Полоцкою учительскою семинарией с состоящими при оной приготовительным классом и начальным училищем. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1879, № 2, отд. II, с. 27-66.

   С. 37-41. Сведения об объеме материала по русскому и старославянскому языкам, пройденному в учительской семинарии. Характеристика методов преподавания. С. 53-54. Краткая характеристика программ и последовательности изложения материала по русскому и старославянскому языкам в начальном училище.

   141. Из отчета по Управлению Поневежской учительской семинарией за 1878 гражданский год. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1879, № 4, отд. II, с. 105-129.

   Сведения об объеме материала по русскому языку, пройденного в семинарии (с. 111-112), в приготовительном классе семинарии (с. 120-121) и в начальном училище при семинарии (с. 122-123).

   142. Из отчета по Управлению Поневежской учительской семинарией за 1873 гражданский год. – Цирк. Виленск. уч. окр., 1874, № 9, отд. II, с. 458-487.

   С. 463-465. Характеристика содержания и объема материала по русскому и старославянскому языкам в Поневежской учительской семинарии.

   143. Из отчета по Управлению Свислочскою учительскою семинарией с состоящими при оной приготовительным классом и начальным училищем за 1878 г.–Цирк. Виленск. уч. окр., 1879, № 8, отд. II, с. 151-179.

   Сведения об объеме материала по русскому и старославянскому языкам, пройденного в учительской семинарии (с. 157-159), в приготовительном классе семинарии (с. 168-169) и в начальном училище (с. 171-172). С. 167. Рассуждение о методике проведения письменных упражнений по русскому языку.

   144. Известия о деятельности и состоянии наших учебных заведений. – ЖМНП, 1867, ч. СХХХIII, февр., отд. IV, с. 160-223.

   С. 171-172. Публикация заключения ревизионной комиссии о состоянии преподавания русского языка в гимназиях.

   145. Известия о деятельности и состоянии наших учебных заведений. – ЖМНП, 1870, ч. СL, авг., отд. IV, с. 151-223.

   С. 159-161. Публикация представленного Ф. И. Буслаевым плана занятий русским языком с финляндскими стипендиатами.

   146. Извлечение из донесения ординарного профессора Я. Калиновского о ходе выпускных экзаменов в Ярославской гимназии. – Цирк. Моск. уч. окр., 1864, № 8, с. 15-19.

   С. 17. Характеристика знаний выпускников по русскому языку. Характеристика выпускных сочинений со стороны их орфографической грамотности. Мнение о необходимости упрощения программ по русскому языку.

   147. Извлечение из журнала педагогического совета Свислочской прогимназии. – ЖМНП, 1863, ч. СХVII, янв., отд. VI, с. 17-24.

   Изложение мнения старшего учителя русского языка и словесности Иванова о преподавании русского языка в I классе прогимназии. Рассуждение о методах преподавания русского языка учащимся нерусских школ (разбор прочитанного, логический разбор простых предложений, классные письменные изложения).

   148. Извлечение из журнала попечительного совета Казанского учебного округа по вопросу "об образовании инородцев". – Цирк. Каз. уч. окр., 1868, № 21, с. 168-170; № 22, с. 178-182.

   Характеристика приемов и методов обучения русскому языку учащихся-татар.

   149. Извлечение из записки инспектора Радомской гимназии Хорошевского о произведенной им ревизии преподавания русского и латинского языков, предложенной на рассмотрение педагогического совета Радомской мужской гимназии в заседании 6 апреля 1872 г. – Цирк. Варшавск. уч. окр., 1872, № 7, с. 389-395.

   Характеристика наиболее эффективных методов преподавания русского языка. Замечания о необходимости сочетания теоретического и практического обучения. Изложение методов грамматического разбора и характеристика различных видов устных и письменных упражнений.

   150. Извлечение из мнений г.г. преподавателей юнкерских училищ о преподавании учебных предметов. – Пед. сб., 1867, кн. IX, ч. I, с. 287-326.

   С. 300-306. Сообщение мнений учителей Онуфриева и Эллерса о преподавании русского языка и о применяемых ими методах преподавания. Изложение требований, предъявляемых к программам по русской грамматике.