№ 11 Имя: Андрей Прислано: 13:09:45 04.12.2004 |
|
Вопрос. И ЕЩЕ один вопрос. После этого мы ЕЩЕ не раз обращались с просьбами к .... В каком значении употреблено здесь ЕЩЕ ? Спасибо. |
Ответ. В значении "в добавление к предыдущему".
|
№ 12 Имя: N. Прислано: 13:23:18 06.12.2004 |
|
Вопрос. Здравствуйте. "Сноубордисты могут съездить на горы за рубежа, а по деньгам получится то же самое" - или "в горы"? Уместно ли словосочетание "по деньгам"? 2. "В принципе" - обособляется факультативно? 3. "Она совсем не привлекательна" - правильно ли написано? 4. "Все кому не лень" - запятые не нужны? 5. "Большую часть времени ему придется проводить(,) сидя на склоне" - нужна запятая? |
Ответ. Здравствуйте! 1. Предлагаем такой вариант: Сноубордисты могут съездить в горы за рубеж, а с финансовой точки зрения получится то же самое. Выражение по деньгам носит разговорный характер. Также обратите внимание: правильно не за рубежа, а за рубеж. 2. В принципе обычно не обособляется, однако может рассматриваться как вводное слово в значении "по идее". 3. При наличии в качестве пояснительного наречия совсем возможно как слитное, так и раздельное написание не с прилагательными, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие: 1) "совершенно, очень", 2) "отнюдь", "никоим образом". В некоторых случаях (в т. ч. в Вашем) возможны оба толкования и, как следствие, оба написания. 4. Нам сложно дать четкую рекомендацию по этому поводу. С одной стороны, данное выражение фразеологично, поэтому его следовало бы писать без запятой после все; с другой стороны, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (см. на нашем сайте) этот оборот приводится с запятой. Предполагаем, что в данном случае допустимо вариативное написание. 5. Запятая не нужна, т. к. деепричастный оборот (со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания.
|
№ 13 Имя: N. Прислано: 13:40:46 06.12.2004 |
|
Вопрос. А также ответьте, пожалуйста. "У меня у самого были переломы, но что делать. Такое бывает" - знак вопроса после "делать" не надо? ведь это не вопрос, я права? |
Ответ. Вы правы: в данном случае что делать не является вопросом, а употреблено для выражения бессилия, сожаления по поводу невозможности изменить что-л. Кстати, мы советуем объединить приведенные Вами предложения в одно, поставив после что делать запятую или двоеточие.
|
№ 14 Имя: Алиса Прислано: 13:43:25 06.12.2004 |
|
Вопрос. Уместно ли в публицистическом тексте писать "б. у." или все же бывший в употреблении? Спасибо. |
Ответ. Сокращение от бывший в употреблении обычно оформляется следующим образом: б/у. Это общепринятое и достаточно распространенное сокращение, значение которого известно практически всем. Поэтому употребление данной аббревиатуры в публицистическом тексте нам представляется допустимым.
|
№ 15 Имя: Евгений Прислано: 16:38:38 06.12.2004 |
|
Вопрос. Встретил в статье фразу "клеточный аллакс". Нашёл в словарях (гр. allaxis изменение (указано в АРХАЛЛАКСИС). Возник вопрос о том, какого рода слово аллакс, и правомерно ли его написание кириллицей, если такого слова в русском языке нет? Спасибо. |
Ответ. Вы правы: словари не фиксируют слово аллакс. Этот корень, кроме приведенного Вами слова архаллаксис, также встречается, например, в следующих словах: дейталлаксы (дейталлаксисы) – коррелятивные изменения органов животных в результате взаимного приспособления их друг к другу (термин ввёл А. Н. Северцов в 1912 г.); морфаллаксис – преобразование части тела в целый организм, которое происходит без клеточного размножения (у инфузорий, кишечнополостных, бластомеров личинки лягушки). Во всех случаях речь идет о неких изменениях, что подтверждается приведенной Вами этимологией. Однако слово аллакс, судя по всему, следует признать окказионализмом, смысл которого, впрочем, будет понятен человеку, имеющему отношение к науке и знакомому хотя бы с одним из вышеуказанных терминов. Если же допустить существование этого слова, то оно должно быть, очевидно, мужского рода.
|
№ 16 Имя: Евгений Прислано: 16:49:32 06.12.2004 |
|
Вопрос. К вопросу № 24. Может быть правильнее: "клеточный аллаксис", "клеточный allaxis"? |
Ответ. Вполне возможно, но этого слова также нет в словарях. Может быть, специалисты подтвердили бы существование какого-либо из вариантов этого термина. Не исключено, что он встречается в справочниках, в специальной литературе, которой мы не располагаем. Но все это лишь предположения, догадки. Если Вы все же намерены использовать этот термин, то, независимо от его написания, желательно сопроводить его комментарием, поясняющим происхождение и значение слова.
|
№ 17 Имя: Андрей Прислано: 17:04:18 06.12.2004 |
|
Вопрос. Добрый день! Мы обратились к ООО "Звезда", производителю устройства "Бриз", с вопросом о его планах по сертификации СВОЕГО устройства. Из этого предложения мне понятно, что местоимение СВОЕГО относится к ООО "Звезда", а не к Мы, так как название предприятие ближе к местоимению. Можно, конечно, воспользоваться местоимением ЭТОГО или ДАННОГО, но оно "занято" в последующих предложениях. По-моему, предложение вполне корректно. А как считаете Вы ? Спасибо. |
Ответ. Здравствуйте, Андрей! Мы считаем, что смысл данной фразы вполне понятен. Кстати, на наш взгляд, можно вообще опустить слово своего, от этого фраза не станет менее понятной. Мы можем также предложить иное построение предложения: Мы обратились с вопросом о планах по сертификации устройства "Бриз" к его производителю – ООО "Звезда" (или: С вопросом о планах по сертификации устройства "Бриз" мы обратились...).
|
№ 18 Имя: N. Прислано: 18:24:06 06.12.2004 |
|
Вопрос. Спасибо большое за предыдущие ответы. "За рубежА" - моя опечатка :) Подскажите, пожалуйста, еще: "О(,) господи" - нужна ли запятая? "С тех пор(,) как мне исполнилось семнадцать, вокруг этого вращалась вся моя жизнь" - запятая вариативна? |
Ответ. Рады, что смогли Вам помочь. 1. Частица "о", стоящая перед обращением, отделяется от него запятой, если выступает в роли междометия (со значением "ах"), ср.: О, Вера, как жаль, что нельзя вернуть прошлого!. Но это не Ваш случай. Выражение О господи должно быть без запятой. 2. "С тех пор как" - это составной союз. Если он открывает собой первую часть предложения, запятая внутри него не ставится. Если же он присоединяет вторую часть, то запятая может стоять перед всем союзом или перед "как": Вся моя жизнь вращалась вокруг этого(,) с тех пор(,) как мне исполнилось семнадцать.
|
№ 19 Имя: Алиса Прислано: 19:05:44 06.12.2004 |
|
Вопрос. Добрый вечер. Транс музыка. Можно написать через дефис? |
Ответ. Здравствуйте, Алиса. Приставка "транс-" всегда пишется слитно: "трансмузыка" (см.: Русский орфографический словарь под ред. В. В. Лопатина. М., 1999).
|