ЗАДАТЬ ВОПРОС /  Архив /  Архив службы русского языка /  2007 /  Август /  Архив 01.08.2007-31.08.2007

Архив 01.08.2007-31.08.2007


1 Имя: Елена Прислано: 11:31:43 01.08.2007
E-mail: Город:
Вопрос. Скажите, пожалуйста, как правильно пишется название фестиваля:

В(в)сероссийский А(а)рт-фестиваль "Праздник света - 2007"

Интересует употребление прописных/строчных букв и постановка тире в названии.

Ответ. Здравствуйте, Елена!
Правильно так: Всероссийский арт-фестиваль «Праздник света — 2007». С прописной — первое слово в названии, тире с пробелами перед числом в конце названия, если название состоит больше чем из одного слова, если из одного — дефис без пробелов.

2 Имя: Игорь Прислано: 12:01:33 01.08.2007
E-mail: ihar@ok.ru Город: Минск
Вопрос. Здравствуйте.

Подскажите, пожалуйста, какие значения имеет фразеологизм "перейти на личности" и в каких фразеологических словарях их можно найти? И если найдёте, дайте, пожалуйста, информацию, где можно о его происхождении прочитать.

Ответ. Это сочетание не зафиксировано в доступных нам фразеологических словарях. Значение устойчивых сочетаний также можно найти в толковых словарях. Сочетание перейти на личности толкуется в "Большом толковом словаре русского языка" под ред. С.А.Кузнецова следующим образом: начать обсуждать кого-л., делать заключение в адрес кого-л. во время речи, выступления.

3 Имя: slava Прислано: 12:10:36 01.08.2007

E-mail: Город: kiev

Вопрос. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как правильно:парк Юнион-сквер или парк Юнион-Сквер? Это в Нью-Йорке.

Ответ. Здравствуйте, Слава!
Извините за задержку ответа. Правильно: Юнион-сквер. Названия, представляющие собой сочетание собственного имени с последующим родовым нарицательным названием (кроме -город, -град, -дар, -бург), пишутся через дефис, а вторая часть таких названий - со строчной буквы: Москва-река, Медведь-гора, Варангер-фьорд, Уолл-стрит, Мичиган-авеню, Гайд-парк (но: Звенигород, Калининград, Краснодар, Екатеринбург). См. Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник. - М.: Эксмо, 2006. - С. 131-132.

4 Имя: Сперанца Прислано: 13:40:47 01.08.2007

E-mail: Город:

Вопрос. Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, правильно ли оформлено "налогоплательщиков - физических лиц - работников банка"? Все приложения через тире?
Расходы произведены в личных интересах налогоплательщиков - физических лиц - работников банка. 

Ответ. Здравствуйте, Сперанца!
Вы хотите сказать, что налогоплательщики, физические лица и работники банка – одни и те же люди, описываемые этим набором признаков? Если так, то знаки стоят верно. Если это три группы людей, то лучше воспользоваться косой чертой (и получить значение «или») или запятыми.

5 Имя: Slava Прислано: 10:06:48 04.08.2007

E-mail: Город: kiev

Вопрос. Здравствуйте. Вот есть такая фраза: "С точки зрения гибкости структуры капитала управленческие решения относительно стратегии инвестирования прямо зависят от оптимального уровня задолженности". У меня вопрос: уместно ли здесь выражение "с точки зрения", и если не уместно, то как его заменить? И нужна ли запятая?

Ответ. Здравствуйте, Слава! Выражение "с точки зрения чего" имеет значение "в отношении чего-л.", поэтому в Вашем предложении оно вполне уместно. Выражение "с точки зрения кого-чего" бывает вводным, когда оно указывает на источник сообщения, и тогда оно выделяется запятыми. В Вашем предложении у него другое значение.

6 Имя: Олеся Прислано: 14:25:58 06.08.2007

E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. Здравствуйте!
1.Выделяется ли прямая речь в заголовке кавычками?
2.от-кутюр — правильно? С дефисом и без кавычек?
3.В белом доме прошла... (екатеринбургская областная администрация). Как правильно написать слова “белом доме”?
4.Игра завершилась вничью (?) 1:1
5.аэропорт (“)Шарль де Голль(“)?
6.Это всё равно (,) что поточная линия
7.грамм — сокращение г. или гр.?
8.У них была своя К(к)онституция
9.непобедимый, а как правильно никем (не)победимый — слитно не-? Ведь “победимый” слова нет...
10.шёл (,) не спеша: это деепричастие или наречие (“медленно”)?
11.Брэнди или бренди?
12.в-тридцать(-)пятых?
13.сизо или СИЗО?

Ответ. Здравствуйте, Олеся!
1. Судя по всему, имеется в виду цитата, вынесенная в заголовок. При отсутствии авторских слов возможно оформление без кавычек, в противном случае кавычки необходимы. Также не заключаются в кавычки цитаты-эпиграфы, если они не сопровождаются каким-либо нецитатным текстом.
2. Да, Вы написали правильно: от-кутюр.
3. Совпадающие названия известных административных зданий в Вашингтоне и Москве принято оформлять следующим образом: Белый дом. В данном случае рекомендуем заключать словосочетание в кавычки и писать со строчной буквы: "белый дом".
4. Здесь уместно тире.
5. Написание пока не устоялось, поэтому кавычки факультативны.
6. Всё равно что - союз, внутри которого запятая не ставится.
7. Правильно: г (без точки).
8. Правильно со строчной: конституция (ср.: Конституция Российской Федерации).
9. Вы правы, нет слова победимый, поэтому слово непобедимый всегда пишется слитно.
10. В данном случае запятая не нужна, т. к. мы формально имеем дело с деепричастием, но сочетание не спеша имеет в бóльшей степени наречный характер. В связи с этим мы не исключаем, что со временем возобладает слитное написание - неспеша (ср.: несмотря).
11. Правильно: бренди, нескл., м. и с.
12. Части таких образований соединяются дефисами: в-тридцать-пятых (тж.: в-сто-тридцать-пятых и т. д.).
13. Правильно: СИЗÓ, нескл., м. и с.

7 Имя: Елена Прислано: 15:10:52 06.08.2007
E-mail: Город:
Вопрос. Здравствуйте.
Помогите, пожалуйста, с согласованием.

"Чтобы руководитель или топ-менеджер не тратил(и) на урегулирование этих вопросов свое рабочее время..."

Сказуемое должно стоять в единственном или во множественном числе?

Ответ. Здравствуйте, Елена!
Если между однородными подлежащими стоят разделительные союзы, то возможна двоякая форма согласования. В данном случае однородные подлежащие относятся к одному грамматическому роду, необходимость согласования в роде не возникает. Поэтому сказуемое ставится в единственном числе. Ср.: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурманов).

8 Имя: slava Прислано: 18:43:40 06.08.2007

E-mail: Город: kiev

Вопрос. Здравствуйте.
"Вторая цель коммуникаций с инвесторами состоит в том..." - можно ли в таком контексте использовать слово "коммуникация" во множественном числе7
"Поэтому возможности маневра ценами были ограниченны" - так можно сказать7 А если нет, то как?
Корректна ли фраза: "Компания находится в лучшей форме, чем когда бы то ни было".

Ответ. Здравствуйте, Слава!
1. В общеупотребительном стиле речи слово "коммуникация" в единственном числе имеет значение "общение" (ср.: речевая коммуникация), во множественном числе - значение "путь сообщения", "специальное средство связи" (ср.: инженерные коммуникации).
Однако в специальной, профессионально-научной речи возможно употребление множественного числа слова "коммуникация" в особых значениях: "виды речевого общения", "отдельные коммуникативные акты". Так, например, в книге известного филолога Ю. В. Рождественского "Теория риторики" есть главы, в названии которых содержится словосочетание "теория речевых коммуникаций". Одна из статей в словаре-справочнике "Эффективная коммуникация: история, теория, практика" (М.: Олимп, 2005) озаглавлена "Коммуникации в условиях кризисных ситуаций".
Вместе с тем формой множественного числа не следует злоупотреблять Если смысл текста позволяет, то для Вашего примера можно избрать более простой способ выражения: Вторая цель переговоров с инвесторами состоит в том...
2. В специальной экономической литературе встречаются выражения "маневр ценами" и "маневрирование ценами", которые представляют собой речевую метафору, заимствованную из области военного искусства. При выборе одного из этих выражений нужно учесть, что маневр - это однократное действие, а маневрирование - это система мер, ряд действий. В Вашем примере предпочтительно использовать вариант "маневрирование ценами".
3. Устойчивое выражение "чем когда бы то ни было", в котором содержится сравнение, обычно употребляется рядом со сравнительной степенью прилагательного или наречия (больше, чем когда бы то ни было; сильнее, чем когда бы то ни было). В Вашем примере используется прилагательное в превосходной степени "лучший", которое не требует при себе сравнения. Употребление конструкции "чем когда бы то ни было" является избыточным.

9 Имя: slava Прислано: 11:38:31 07.08.2007

E-mail: Город: kiev

Вопрос. Здравствуйте. Нужна ли запятая в предложении: "Это наибольший показатель за последние 10, а может(,) и 15 лет"?

Ответ. Правильно: Это наибольший показатель за последние 10, а может и 15, лет. Вводный оборот выделяем с обеих сторон запятыми, запятая после вводного слова "а может" не нужна, так как оно стоит в начале оборота.

10 Имя: Евгения Прислано: 11:50:24 07.08.2007
E-mail: guseva@uugm.ru Город: Челябинск

Вопрос. Добрый день!
Видела в рекламе пива 2 такие фразы: "Чрезмерное Употребление пива вредит Вашему здоровью" и "Чрезмерное Потребление пива вредит Вашему здоровью". Очень интересно узнать, по смыслу эти фразы чем-то отличаются друг от друга или нет.
Заранее спасибо.

Ответ. Здравствуйте, Евгения!
Одно из значений глагола "употреблять" - "потреблять в пищу, принимать, проглатывать". Слова "употребление" и "потребление" в этом предложении - синонимы.

11 Имя: Олеся Прислано: 14:24:14 07.08.2007
E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. Здравствуйте!
1. Я артист (,) и не собираюсь заниматься политикой
2. Можно ли так сказать: “уральская женщина”
3. Нужно ли двоеточие? Или поставить точку? “Он написал очереное заявление. Приводим его текст полностью (:) “Длинный текст”.

Ответ. Здравствуйте, Олеся!
1. По структуре предложение имеет переходный характер от простого к сложному. В нем одно подлежащее, однако сказуемые выражены по-разному: одно именное, другое глагольное. В результате возникает пунктуационная трудность. Рекомендуем Вам не ставить запятую, так как все-таки формально предложение является простым - оно имеет одно подлежащее.
2. Словосочетание корректное.
3. Лучше использовать точку.

12 Имя: Сперанца Прислано: 14:16:00 08.08.2007
E-mail: Город:

Вопрос. Здравсвуйте. Подскажите, пожалуйста, нужно ли в данном предложении ставить тире после "согласно первой"? Почему?
Согласно первой такие выплаты взносами облагаются, поскольку они не названы в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ.

Ответ. См. выше

13 Имя: Сперанца Прислано: 14:18:38 08.08.2007
E-mail: Город:

Вопрос. Забыла дать контекст к моему предложению. Вот предыдущее предложение с тем, по которому у меня возник вопрос.
Автор указывает, что по вопросу о том, облагаются ли взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплаты за вынужденный прогул, есть две точки зрения. Согласно первой такие выплаты взносами облагаются, поскольку они не названы в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Ответ. Здравствуйте, Сперанца!
Тире ставить нужно. Цитируем справочник: «В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире... если отсутствующий член предложения восстанавливается из предшествующих предложений» (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. М., 2006).

14 Имя: Сперанца Прислано: 15:10:34 08.08.2007
E-mail: Город:

Вопрос. Подскажите, пожалуйста, правильно ли слово "формах" стоит во мн. ч.? Верна ли пунктуация?
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Ответ. Можно оставить слово во множественном числе, тогда согласование будет смысловое, но предпочтительнее единственное число, т.к. прилагательные употреблены в форме единственного числа (грамматическое согласование). Хорошо бы поставить запятую после «формах» (или «форме»), чтобы закрыть придаточное предложение.

15 Имя: slava Прислано: 17:07:17 08.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Добрый день. Помогите, пожалуйста, избежать повторения слов (если это возможно) в фразах:
1) На их производительность существенно влияет участие в какой-либо программе участия в прибылях.
2) В некоторых случаях именно мнения из внешних по отношению к подразделению источников представляют наиболее ценный источник информации.

Ответ. Добрый вечер, Слава!
Попробуем предложить следующие варианты:
1) На их производительность существенно влияет, имеют ли они отношение к какой-либо программе участия в прибылях. Их производительность существенно зависит от того, относятся ли они к какой-либо программе участия в прибылях.
2) В некоторых случаях именно мнения из внешних по отношению к подразделению источников оказываются наиболее важными. В некоторых случаях именно мнения сторонних по отношению к подразделению специалистов представляют наиболее ценный источник информации.

16 Имя: slava Прислано: 17:20:07 08.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. И еще вопрос. Корректно ли предложение: "Эту ситуацию можно проиллюстрировать на примере одной истории"?

Ответ. Глагол проиллюстрировать управляет творительным падежом. С точки зрения стилистики фраза должна звучать так: «Эту ситуацию можно проиллюстрировать одной историей»? (или «…одним примером»).

17 Имя: slava Прислано: 18:06:24 08.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Помогите, пожалуйста, избежать повторения слов: "Все эти вопросы субъективны, и их приходится решать, принимая управленческие решения". (решать и решения)

Ответ. Может, лучше так: «Все эти вопросы субъективны, и их приходится решать управленческими методами».

18 Имя: Дмитрий Прислано: 20:55:51 09.08.2007
E-mail: Город:

Вопрос. Здравствуйте,
Как называется человек с рекламным щитом на груди?

Ответ. Здравствуйте, Дмитрий!
Складные переносные рекламные щиты называют штендерами, а человека, который носит на себе этот рекламный щит, - носителем штендера. Есть и шуточные названия: "человек-бутерброд", "сэндвичмен".

19 Имя: Сперанца Прислано: 21:37:21 09.08.2007
E-mail: Город:

Вопрос. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, корректна ли в данном случае форма мн. ч. гл. "являются"?
Объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование являются объект и налоговая база по ЕСН.

Ответ. Здравствуйте, Сперанца!
В предложении два подлежащих: "объект" (во втором случае) и "база", следовательно, сказуемое "являются" должно быть во множественном числе. Слово "объект" в начале предложения тоже лучше употребить во множественном числе.

20 Имя: Валентина Прислано: 10:10:17 10.08.2007
E-mail: Город: Москва

Вопрос. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, нужно ли ставить кавычки в словосочетании "шведский стол". Привожу примеры его употреблений.
Облагается ли НДФЛ оплата стоимости питания работников, организованного в виде "шведского стола"?
Питание организовано по принципу шведского стола.
Особенность питания на "шведском столе".

Ответ. Здравствуйте, Сперанца!
Кавычки не нужны, это устойчивое выражение.

22 Имя: Олеся Прислано: 16:26:32 10.08.2007
E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. Здравствуйте!
1. Правильно? в декабре 2005-го — январе 2006 года
2. 43 градуса ВД или в. д. (имеется в виду «восточной долготы»)?
3. Название интернет-ресурса без букв www можно написать в тексте так — «Как сообщает news.ru.com...»? Или нужно так — «Как сообщает News.ru.com...»?

Ответ. Здравствуйте, Олеся!
1. Правильно.
2. в. д.
3. С буквами www пишется не название интернет-ресурса, а его интернет-адрес. Вы уверены, что приведенная Вами последовательность символов - это название, а не адрес? Если да, пишите с большой буквы.

23 Имя: Татьяна Прислано: 14:18:02 13.08.2007
E-mail: Город: Москва

Вопрос. Здравствуйте. По поводу вопроса 22. В декабре 2005-го — январе 2006 года - это правильно? Я удивлена... Почему здесь используется наращение, ведь слова "года" относится к обоим числительным?

Ответ. Здравствуйте, Татьяна!
Если бы слово год использовалось в форме мн. ч. (годах, годов), то можно было бы с уверенностью утверждать, что оно относится к обоим числительным. В данном примере просто нет необходимости писать слово года после обоих числительных, поэтому одно из них, первое, правильно опущено. Насколько нам известно, нет четкого правила, регламентирующего использование наращений в подобных случаях. Поэтому нельзя считать грубой ошибкой как наличие наращения в первом случае, так и его отсутствие.

24 Имя: Татьяна Прислано: 17:46:44 13.08.2007
E-mail: Город: Москва

Вопрос. Как правильно по-русски пишется firewall? Насколько я поняла, словарной фиксации нет, а перебор вариантов в Яндексе дает какой-то странный результат, и мне как-то не хочется в данном случае опираться на статистику употребления...

Ответ. Вы правы, в словарях русского языка такое слово отсутствует. Это объясняется тем, что английское firewall в обоих значениях - 'противопожарная стена' и 'cредство защиты от несанкционированного доступа' - переводится на русский как брандмáуэр. На наш взгляд, одного иностранного слова вполне достаточно (нем. Brand = англ. fire = 'пожар'; нем. Mauer = англ. wall = 'стена').

25 Имя: slava Прислано: 11:29:19 14.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как правильно:
Неделя полна разнообразных событий (или разнообразными событиями)?

Ответ. Здравствуйте, Слава!
На современном этапе развития русского языка возможны оба варианта: и с родительным, и с творительным падежом, что отмечено в академической «Русской грамматике» 1980 года (том II; М., 2005 — репринтное издание; §1865): полный воды — водой, лес полон птичьего щебета — птичьим щебетом. Но с отвлеченными существительными, как сказано в «Грамматике», чаще используется род. п., но замечено, что «в употреблении встречается и тв. п.». Согласно такой точке зрения, предпочтительнее будет «Неделя полна разнообразных событий». Но есть исследователи, например Л. И. Скворцов («Большой толковый словарь правильной русской речи»), которые рекомендуют выбирать падеж в зависимости от особенностей значения. «1. Содержащий в себе столько, сколько может вместить... В этом значении прилагательное полный (кр. ф. полон) управляет родительным падежом зависимых слов: бочка полна воды. 2. Наполненный чем-н. доверху, до краев, а также (перен.) — всецело увлеченный, захваченный чем-н. В этом значении прилагательное полный управляет творительным падежом зависимых слов: день, полный переживаниями».
Но на наш наш взгляд, оба варианта допустимы.

26 Имя: slava Прислано: 11:26:23 15.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Скажите, пожалуйста, как правильно: имел шансы свести матч вничью или к ничьей?

Ответ. Здравствуйте, Слава!
Правильно: свести матч (к чему?) к ничьей.

27 Имя: slava Прислано: 12:28:45 15.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Скажите, пожалуйста, не лишнее ли слово "относительно" в предложении "Медицинская служба клуба проводит собственное расследование относительно причин отравления".

Ответ. Слово "относительно" лишнее.

28 Имя: slava Прислано: 12:02:18 16.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Здравствуйте. Подскажите, как можно улучшить предложение "В такой ситуации следует создать механизм контроля поданных линейными менеджерами краткосрочных бюджетов на предмет обоснованности с учетом анализа показателей за прошлые годы и данных по аналогичным компаниям". А может быть, оно и так ничего?

Ответ. Здравствуйте, Слава!
Может, лучше так: «В такой ситуации следует создать механизм контроля поданных линейными менеджерами краткосрочных бюджетов на предмет их обоснованности — с учетом анализа показателей за прошлые годы и данных по аналогичным компаниям». Или: «... механизм контроля поданных линейными менеджерами краткосрочных бюджетов с точки зрения их обоснованности — с учетом анализа показателей...».

29 Имя: Дмитрий Прислано: 17:02:53 16.08.2007
E-mail: dysmirnov@yahoo.com Город:

Вопрос. Здравствуйте, не нашел в словарях слово "Телематический"

Ответ. Здравствуйте, Дмитрий!
В словарях слово не зафиксировано. Его определение, возможно, есть в специальной литературе. Кроме того, рекомендуем обратиться к
статье о телематике.

30 Имя: Сперанца Прислано: 13:06:02 17.08.2007
E-mail: Город:

Вопрос. Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, правильно ли в данном предложении согласовано союзное слово? Есть подозрение, что нужна всё-таки форма ед.ч.
Однако при приватизации "продавцом" выступает государство или муниципальное образование, которые не являются юридическими лицами.

Ответ. Здравствуйте, Сперанца!
Если, согласно юридическому существу описываемой ситуации, содержание придаточной части в равной степени относится и к "государству", и к "муниципальному образованию", то рекомендуем использовать формы множественного числа. Идея выбора, передаваемая союзом "или", при этом сохраняется, а отнесенность придаточной части становится более четкой. При использовании пишущим единственного числа читатель может отнести содержание придаточной части лишь к "муниципальному образованию".

31 Имя: Борис Прислано: 01:53:05 21.08.2007
E-mail: Город: Москва

Вопрос. Здравствуйте!
Хотелось бы разобраться, в чем причина расхождений в двух онлайновых орфографических словарях одного и того же ответственного редактора.

На вашем сайте –
Русский орфографический словарь: около 180 000 слов. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — Москва, 2005. — 960 с.

На сайте http://www.gramota.ru/
Русский орфографический словарь Российской академии наук.
Отв. ред. В. В. Лопатин.
© Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2002.

В последнем словаре на несколько сотен слов больше.

Например:
аудиобизнес, -а
аудиовидеорынок, -нка
аудиовидеоспонсор, -а
видеоальбом, -а
видеоарт, -а
видеобизнес, -а
видеоверсия, -и
видеоиндустрия, -и
видеоинженер, -а
видеожокей, -я
медиабайер, -а
медиабизнес, -а
медиаброкер, -а
медиагруппа, -ы
медиаимперия, -и
медиаиндустрия, -и

И т. д.

Эти слова устарели? Или наоборот перешли в состояние достойное словарной фиксации?

Ответ. Здравствуйте, Борис!
В данный момент на нашем сайте идет обновление 1 издания орфографического словаря (М., 1999) в соответствии с книжной версией 2 издания (Русский орфографический словарь: около 180 000 слов. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — Москва, 2005. — 960 с.). Чтобы не отключать совсем этот словарь, исправления вносятся частями. Например, аннотация дана уже ко 2 изданию, а текст еще окончательно не изменен.
В электронную версию орфографического на портале www.gramota.ru исправления уже внесены, но выходные данные указаны старые. Этим и объясняются расхождения. Слова из Вашего списка, конечно, достойны фиксации.

32 Имя: Олеся Прислано: 09:25:53 21.08.2007
E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. Здравствуйте!
1. Нужны ли кавычки? поезд № 13 «Свердловск-Пассажирский — Устье-Аха».
2. погибли двое подростков или два подростка? Какое здесь правило применяется?
3. вступление россии в ВТО или во ВТО?
4. массмедиа или масс-медиа?
5. фио, ф. и. о. или ФИО?
6. Он обещал повысить зарплату, но не сказал (,) на сколько

Ответ. Здравствуйте, Олеся!
1. Кавычки не нужны. Они ставятся с названиями поездов (поезд «Красная стрела», электропоезд «Спутник» и т.п.).
2. Возможны оба варианта. Сочетание двое подростков, по сравнению с два подростка, имеет добавочный оттенок собирательности (и одновременности действия): т.е. оба сразу. Погибли два подростка — могло произойти в разное время (один за другим).
3. Расширять предлог не нужно, нет стечения согласных: в ВТО (ср. в ведро и во врéмя).
4. Массмедиа (см. орфографический словарь).
5. Ф. И. О. или ф. и. о. (орфографический словарь).
6. Запятая не нужна.

33 Имя: boandch Прислано: 16:36:41 22.08.2007
E-mail: boandch@gmail.com Город: Москва

Вопрос. Требуется ли ставить точку после сокращений слов "тысяча"(тыс.), "миллиард"(млрд.), "миллион" (млн.), если да то в каких случаях? Желательно также узнать данные источников, в которых упоминается это правило.

Ответ. Точки в сокращениях млн, млрд не ставятся. Однако после сокращения тыс. точка нужна. Общепринятые графические сокращения зафиксированы в «Русском орфографическом словаре» (М., 2005).

34 Имя: Олеся Прислано: 16:55:51 23.08.2007
E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. Здравствуйте!
1. Можно так сказать? Подобное распорядительство деньгами...
2. Правильная пунктуация? Какой из инструментов будет более востребован эмитентами — российские депозитарные расписки или иностранные ценные бумаги, — будет зависеть от...
3. Это превращает партию в своеобразный (“)Н(н)оев ковчег(“) для неудачников

Ответ. Здравствуйте, Олеся!
1. Слово «распорядительство» не управляет творительным падежом. Если же Вы хотите его оставить (как особенность авторского стиля), то можно дать в кавычках. Но лучше будет: «Подобное распоряжение деньгами...» (ср. пример из словаря: распоряжение денежными средствами).
2. Правильная.
3. Это превращает партию в своеобразный Ноев ковчег для неудачников.

35 Имя: Сперанца Прислано: 19:01:59 23.08.2007
E-mail: Город:

Вопрос. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в словосочетании "чернобыльская катастрофа" первое слово пишется с прописной буквы или нет?

Ответ. Здравствуйте, Сперанца!
Рекомендуем написание со строчной буквы. Словосочетание не является именем собственным (ср.: чернобыльская авария, чернобыльская трагедия).

36 Имя: Сперанца Прислано: 22:19:04 23.08.2007
E-mail: Город:

Вопрос. Подскажите, пожалуйста, является ли "как следствие" вводным словом? Почему? Выделять его запятыми или нет?
Выплата компенсации не относится к расходам по налогу на прибыль и, как следствие, не облагается ЕСН.

Ответ. Слова "как следствие" не являются сравнительным оборотом или вводным словосочетанием, поэтому не обособляются.

37 Имя: Cперанца Прислано: 10:54:35 24.08.2007
E-mail: Город:

Вопрос. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены запятые в скобках?
Автор делает следующий вывод: оплату услуг VIP-залов аэропорта можно не включать в налогооблагаемый доход работника, если обосновать, что услуги оплачиваются в интересах компании (например, потому, что сотруднику для целей компании необходим доступ к средствам связи, Интернету, либо потому, что в VIP-зале можно провести переговоры с партнерами).

Ответ. Пунктуация верна.

38 Имя: Олеся Прислано: 07:30:40 27.08.2007
E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. Здравствуйте!
В параграфе 109 академических Правил 2006 г. пишут, что в словах, образованных от основ, оканчивающихся на 2 одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются: группа – группка, программа – программка. И тут же пишут, что вместо двойной согласной пишется одна н – в любых словах с суффиксом -к(а): тонна – пятитонка, антенна – антенка. То есть разве тут нет противоречия – почему программка, но антенка (оба перед суффиксом -к(а)?

Ответ. Здравствуйте, Олеся!
Cледует признать, что в данном случае мы имеем дело с одним из примеров нарушения морфологического принципа орфографии, когда написание некоторых слов определяется существующей практикой письма, основывающейся на фонетическом принципе.

39 Имя: Олеся Прислано: 15:05:14 27.08.2007
E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. Офисы открыты: для корпоративных клиентов и предпринимателей — с понедельника по пятницу (,) с 09.00 до 16.00 (,) без перерыва, для физических лиц — с понедельника по пятницу (,) с 09.00 до 19.00, а в субботу и воскресенье — до 16.00 (,) без перерыва.

Ответ. Мы считаем, что выделенные запятые можно не ставить.

40 Имя: Олеся Прислано: 15:29:25 27.08.2007
E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. У меня получился слишком большой вопрос, система не принимает, поэтому я разобью его на 2 сообщения. Извините.
Непонятно, почему в предложении “Количество товаров ограниченно” надо писать ограничено с двумя н. Судя по параграфам 101-102 Правил 2006 г. (академич.), это прилагательное должно писаться с одной н: во-первых, потому, что оно от слова “ограниченный”, которое не имеет сравнительной степени (нельзя же сказать, что количество этих товаров ограниченнее, чем то. — в Правилах противопоставление слов воспитанны (имеет сравнительную степень) и взаимосвязаны (не имеет сравнительной степени)...

Ответ. Олеся, к сожалению, нами не было получено окончание Вашего вопроса, поэтому попробуем ответить на его первую часть.
Русский орфографический словарь фиксирует следующее написание краткой формы прилагательного ограниченный: -ен, -ена (с дополн.: её интересы ограничены домом и детьми) и -ен, -енна (без дополн.: наши возможности ограниченны; она самоуверенна и ограниченна).

41 Имя: Олеся Прислано: 07:41:41 28.08.2007
E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. ...И во-вторых (также исходя из правил), в сочетании “количество товаров ограничено” подразумевается, что они испытали действие на себе со стороны (так же, как и “Она взволнована”), что они ограничены кем-то, а не “обнаруживают, выражают свою ограниченность” (так же, как и “Ее речь взволнованна”). То, что нет зависимых слов, в данном случае роли не играет — так же пишется и в примере “мы увидели, что болото огорожено” или здесь тоже с двумя “нн”? В общем, запуталась, помогите, пожалуйста, разобраться.

Ответ. Причастия и прилагательные действительно не всегда можно с уверенностью разграничить. Предлагаем Вам пользоваться таким способом проверки: если к слову можно подобрать синоним-прилагательное, то это прилагательное и его пишем с НН, а если есть зависимые слова, тогда это почти наверняка причастие. Краткое прилагательное может писаться с одной или двумя Н (см. ответ на предыдущий вопрос). Краткое причастие всегда пишется только с одной Н.
Количество товаров ограничено; Мы увидели, что болото огорожено – синоним-прилагательное подобрать нельзя, это причастия, Н одна.

42 Имя: Олеся Прислано: 08:47:59 28.08.2007
E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. Здравствуйте!
Раньше обороты с “кроме” со значением включения не обособлялись (Кроме учителей на собрание пришли и ученики), а со значением исключения из ряда подобных предметов обособлялись (Кроме учителей, на собрание никто не пришел). Теперь же, согласно параграфу 78 Правил 2006 г., и в том и в другом случае предусмотрено выделение запятыми. А как обстоит дело с оборотами с “помимо” со значениями включения и исключения?

Ответ. Здравствуйте, Олеся!
Решение об изменении норм пунктуации принимаются на основе меняющейся реальной практики такой пунктуации. Как видите, было обнаружено, что обороты с кроме сейчас практически постоянно обособляются. Поскольку это не противоречит логике русской пунктуации, обособление и было зафиксировано в качестве нормы. Обороты с помимо обособляются по-старому (см. параграф и отсутствие соответствующего примечания).

43 Имя: slava Прислано: 15:55:18 28.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Здравствуйте. Вот предложение: "Госзаказ увеличен на подготовку специалистов на физико-математические науки, информатику, машиностроение, энергетику, химию, инженерные направления в легкой, пищевой промышленности, строительство и архитектуру". Что-то здесь не то. Может надо "специалистов в физико-математических науках, информатике..." или "специалистов по физико-математическим наукам, информатике..."?

Ответ. Здравствуйте, Слава.
Конечно, это должна быть подготовка специалистов по информатике, машиностроению…

44 Имя: slava Прислано: 16:02:00 28.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. И еще вопрос. Разве корректно предложение (часть его): "Меньше бюджетных мест стало на факультеты по таким специальностям, как право..."? Какое-то странное словосочетание "на факультеты по таким специальностям"

Ответ. Лучше так: Меньше бюджетных мест стало на факультетах для таких специальностей

45 Имя: slava Прислано: 11:58:57 30.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, расставить знаки препинания.
"Какое чудовищное преступление: вырвать пласт истории из сознания молодежи - время, в которое жили наши отцы и деды, высмеять его, охаять, создать музей «Советской оккупации».

Ответ. Здравствуйте, Слава.
Предпочтительный вариант: Какое чудовищное преступление - вырвать пласт истории из сознания молодежи, время, в которое жили наши отцы и деды, высмеять его, охаять, создать Музей советской оккупации.
Обратите внимание на написание названия музея.

46 Имя: slava Прислано: 13:22:57 30.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Корректно ли предложение: "В прошлом номере была допущена досадная ошибка: к комментарию секретаря Ялтинского горкома вышла фотография заместителя секретаря Донецкого обкома". Если нет, то как лучше его исправить?

Ответ. Лучше так: В прошлом номере была допущена досадная ошибка: рядом с комментарием секретаря Ялтинского горкома была опубликована фотография заместителя секретаря Донецкого обкома.

47 Имя: slava Прислано: 17:38:32 30.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Скажите, пожалуйста, корректна ли фраза: "Теперь Дементьева намерена взять реванш у Марии Шараповой за поражение в последнем между ними поединке".

Ответ. Лучше так: Теперь Дементьева намерена взять реванш у Марии Шараповой за свое поражение в их последнем поединке.

48 Имя: slava Прислано: 11:40:24 31.08.2007
E-mail: Город: kiev

Вопрос. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, корректно ли употреблено слово "принятие" в предложении: "Монета является действительным платежным средством и обязательна к принятию безо всяких ограничений".

Ответ. Здравствуйте, Слава!
Слово употреблено корректно.

49 Имя: Олеся Прислано: 14:04:03 31.08.2007
E-mail: Город: Екатеринбург

Вопрос. Здравствуйте! ИП Пьянков О.Л или ИП “Пьянков О.Л.”?

Ответ. Здравствуйте, Олеся!
Правильно: ИП Пьянков О. Л.