<< к оглавлению
            Шпиц.  Слово шпиц в
            сочетании шпиц церкви широко распространилось в разных
            стилях прозаической литературной речи не раньше 20—30-х годов
            XIX века. 
        
        
            В «Словаре к сочинениям и переводам
            Д. 
            И. Фонвизина», составленном К. Петровым, отмечено
            слово шпиц в таком контексте: «Берега подаются в море,
            чрез что шпиц составляется» (Геройская добродетель и
            жизнь Сира). К. Петров ставит вопрос, не употреблено ли
            здесь слово шпиц в значении `мыс' (с. 635). 
        
        
            В эпиграмме,
            которая приписывается Пушкину и обычно помещается в собрании
            его сочинений, — «Двум Александрам Павловичам»:
        
        
            Но, что, найду ль довольно
            сил
        
        
            Сравненье кончить
            шпицем?
        
        
            Тот в кухне нос переломил, 
        
        
            А тот под
            Австерлицем. 
        
        
            (См. Пушкин
            А. С. Собрание сочинений. М., 1959, 1,
            с. 216). 
        
        
            Здесь шпиц
            выступает в значении французского aiguille, нем.
            Spitze. 
        
        
            В
            «Русско-французском словаре... или этимологическом лексиконе
            русского языка» (1836, 2) помещена такая статья: «Шпица
            (all. Spitze), и Шпиц Sm. aiguille, fléche, point d'une
            tour; chien loup» (с. 1585). Здесь явно смешаны два
            омонима: шпица и шпиц (нем. Spitze) —
            `остроконечие, остроконечная верхушка' и шпиц (нем.
            Spitz) — `лохматая комнатная собака'. 
        
        
            Изучение употребления слова
            шпиц в русском литературном языке XVIII и начала XIX
            веков приводит к выводу, что в значении остроконечного верха,
            шпиля, оно стало употребляться в русском языке с первых
            десятилетий XVIII века, сначала как архитектурный термин.
            Выражения шпиц колокольни, шпиц церкви начали
            проникать с 20-х годов XIX века в разные стили прозы и
            разговорной речи. 
        
        
            В стихотворную речь выражение
            шпиц церкви перешло едва
            ли ранее 40-х годов XIX века. 
        
        
            Вот несколько иллюстраций.
            «В6 день Декабря
            свадьба была Матвея Алсуфьева; и с высокаго шпица
            пущали ракеты...» (Походный журнал 1695...1726 года. СПб.,
            1853—1855, с. 411); «10-го, и от того и шпиц на
            колокольне и весь клок шпиль сгорел...» (там же, с. 10);
            «Апреля с 29 на 30 число, по полуночи в первом часу, начался
            дождь с громом, и от молнии, в третьем часу по полуночи,
            зажгло Петропавловский шпиц, который горел с час и
            свалился...» (Записки Василия Александровича Нащокина. СПб.,
            1842, с. 154); «С горы Ригиной мы видели три шпица
            сего города» (Архив братьев Тургеневых, СПб., 1911,
            вып. 1, т. 1, с. 135); «Взглянем еще на Кремль,
            которого золотые куполы и шпицы колоколен ярко отражают
            блистание зари вечерней» (Батюшков К.  Н. Прогулка по
            Москве // Собр. соч., СПб., 1885, 2, с. 22); «Инде
            раздавленные временем стены висели над Нарвою, и над
            шпицами башен и церквей готических расширял крылья свои
            мрак ночи» (Марлинский А. А. Поездка в Ревель // Полн.
            собр. соч. СПб., 1838, ч. 6, с. 23); «Наконец, одно
            к одному, выставилась шпага, походившая на шпиц,
            торчавший в воздухе» (Гоголь Н.  В. Повесть о том, как
            поссорился...// Собр. соч. 1952, 2, с. 199); «Обложенный
            город, казалось, уснул: шпицы, и кровли, и стены его
            тихо вспыхивали отблесками отдаленных пожарищ» (Гоголь
            Н. В. Тарас Бульба // Там же, с. 316); «Там
            шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят
            эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть,
            прикосновения, — словом, Семирамида, судырь, да и полно»
            (Гоголь Н. В. Мертвые души //Собр. соч. М., 1953,
            т. 5, с. 208); «По Бронницкой дороге, верст за 50 от
            Москвы, стал виднеться шпиц церкви села Тихвинского.
            Небольшая деревенька и бедная.» (Герцен А. И. Записки
            А.  Л. Витберга. М., 1954, с. 443).; «Рабочие,
            участвовавшие при построении собора, затруднялись поднять
            крест на колокольню; недоразумение состояло в том, каким
            образом подняться по шпицу, имеющему вверху
            пространства две четверти ширины.» (Решетников Ф. 
            М. Глумовы, 2 (1, 97); «Мимо глаз его пронесся огромный,
            неохватимый взором город ... с своими шпицами,
            горделиво врезывающимися в самые облака.» (Салтыков-Щедрин
            М.  Е. Невинные рассказы, с. 513). 
        
		
        
            (Виноградов. Проблема авторства,
            с. 97—98).