<< к оглавлению
            Солидарность.
            Обратимся [...] к слову солидарность (БАС, 14,
            с. 212). По академическому словарю, оно не имеет
            семантической истории в русском литературном языке XIX—XX вв.
            У него неизменное значение: `активное сочувствие чьим-либо
            действиям или мнениям, общность интересов, единодушие'.
            Иллюстрации употребления — из сочинений Шелгунова,
            Добролюбова, Ленина, а затем скачок к нашей современной
            литературе. Второе значение — юридическое: `совместная
            ответственность'. Историко-лексикографическая справка
            указывает на словарь Даля. Прилагательное солидарный
            семантически обусловлено смысловыми связями со словом
            солидарность. Солидаризация и солидаризироваться —
            солидаризоваться относятся уже к XX в.
        
        
            Между тем
            солидарность
            встречается еще в русском литературном языке 20—30-х годов
            XIX в. У В.  Ф.  Одоевского в эпиграфе к
            «Живому мертвецу» (1839 г.): «— Скажите, сделайте
            милость, как перевести по-русски слово солидарность
            (solidaritas)?
        
        
            — Очень легко — круговая
            порука, — отвечал ходячий словарь.
        
        
            — Близко, а не то! — Мне бы
            хотелось выразить буквами тот психологический закон, по
            которому ни одно слово, произнесенное человеком, ни один
            поступок не забываются, не пропадают в мире, но производят
            непременно какое-либо действие; — так что ответственность
            соединена с каждым словом, с каждым по-видимому незначащим
            поступком, с каждым движением души человека.
        
        
            — Об этом надобно
            написать целую книгу (Из романа, утонувшего в Лете)».
        
        
            Слово
            солидарность (solidarité) получило особенно широкую
            популярность под влиянием сочинений Ог. Конта («Cours de
            philosophie positive» — 1 т. в 1830 г. и последний,
            6 т. в 1842 г.: «Système de politique positive», 1—4,
            1851—1854).
        
        
            В системе Конта
            слово солидарность является одним из центральных
            понятий. Оно раскрывается в «Курсе позитивной философии» как
            категория этическая, политическая и юридическая.
            Солидарность, по Конту, — согласие, связанность
            некоторых элементов, некоторого целого. Солидарность —
            это связанность частей целого в общем целом. В этом смысле
            солидарность есть закон космический, биологический.
            Этот закон переносится Контом и на общество. В организме части
            и целое солидарны, т. е. во время действия части
            тела содействуют друг другу. Общество, по Конту, есть тоже
            организм (organisme social, système organique, organisme
            collectif). Следовательно, солидарность частей и целого
            в индивидуальном организме имеет место и в социальном. Конт
            говорит: «Все возможные стороны социального организма (tous
            les aspects possibles de l'organisme social), все социальные
            элементы или modi находятся между собой в существенной
            солидарности (solidarité fondementale)». (Conte Aug.
            Cours de philosophie positive, 4, 3-me éd., Paris, 1869,
            с. 237). Начало солидарности проникает семью,
            корпорацию, государство. Позитивная философия Конта раскрывает
            солидарность как всеобщий космический закон, как
            всеобщий биологический закон, как всеобщий закон общественной
            эволюции; рост солидарности — это τέλος истории.
            Это с объективной стороны. Со стороны субъективной, это —
            максима воли, правило поведения. Это — долг. Психологически
            это сознание зависимости и чувство личного значения. Сознание
            личного значения — дань эгоизму; сознание зависимости — дань
            альтруизму. Но нужно подчинить эгоизм альтруизму. Это
            осуществляется благодаря социальной солидарности (см.
            Савальский В. Критика понятия солидарности в социологии
            О.  Конта // ЖМНП, ч. 361, 1905, сентябрь,
            с. 95—103). Уже в 40-х гг. XIX в. слово
            солидарность получило у нас широкое
            распространение.
        
		
        
            (Виноградов В. В.
            Семнадцатитомный академический словарь современного русского
            литературного языка и его значение для советского языкознания
            // Вопросы языкознания. 1966, № 6, с. 11—12).
        
        
            О слове
            солидарность см. также: Виноградов. Очерки,
            с. 334; статья «Мракобесие» (ч. 1 настоящего
            издания). — Л.  А.