<< к оглавлению
СОСЛОВИЕ
К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского
литературного языка в период так называемого «втор
ого южнославянского влияния» (XIV — XVI вв.),
относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно
представляет собою, вероятно, перевод греч. σύγκλητος
(Преображенский, 2, с. 36). По Горяеву, сословие — это «класс
народа, связанный с известным наименованием — словом» (ср. звание)
(Горяев, Этимолог, cл., 1886, с. 338). И. И. Срезневский мог привести
пример на употребления этого слова лишь из сочинений Григория Цамвлака со
значением `лик, собрание' [звание]: «И предсташа весь лик богословецъ,
исходныя
пhсни
пояху, честь воздающе апостольскаго сословия» (Срезневский, 3,
с. 822).
По-видимому, слово
сословие было до XVII в.
принадлежностью торжественного церковно-книжного стиля и не выражало
общественно-политического значения.
М. Р. Фасмер, сославшись на старославянско-греко-латинский лексикон
Ф. Р. Миклошича, связывает ц.-слав.
сословие с греческим κατάλογος.
Но это — объяснение не этимологии слова, а только одного из его значений.
Характерно, что в «Алфавите иностранных речей» (XVII в.) каталог
определяется как «сословие или согласие» (110 об.).
М. Р. Фасмер, не отвергая предложенного А. Преображенским сопоставления
слова
сословие с греч. σύγκλητος,
вместе с тем предпочитает ему сближение с греч. σύλλογος,
`Versammlung, Zusammenkunft' (Vasmer, 2, с. 701).
В древнерусском литературном языке слово
сословие начинает встречаться в
списках XVI в. (иногда с памятников XIII — XIV вв.). Его значение —
`звание, принадлежность к той или иной категории по разграничению
разрядов, состояний, духовных качеств и свойств людей в системе
религиозно-моральной классификации'. Например, в «Житии Авраамия
Смоленского» (по списку XVI в., памятник относится к XIII в.): «Подобаеть
Смоленскому граду и всемъ православнымъ людемъ и постникомъ
сословие великого въ постницехъ похвалити и праздновать новаго во
святыхъ блаженнаго Авраамия...» (Памятники древнерусск. лит., вып. 1,
с. 141). Ср. в Пахомиевской редакции жития Сергия Радонежского:
«Приидhте
честное и святое постникъ сословие» (Жития Сергия Радонежского,
с. 3); в славяно-русском «Прологе» (XVIII в.) — из «Похвального слова
Епифания»: «Приидите честное и святое постникъ сословие, приидите
отцы и братия...» (Памятники древнерусск. церк.-учительн. лит-ры,
с. 20).
В «Откровении Мефодия Патарского»
(по списку XVI в.): «Смhреномудрии
бо христиане мльчаливии свободнии прhпростии
прhмудрии избрании
ни во что будут вь врhмя
оно, но вь мhсто
их будут чтоми самолюбци сребролюбцы сварливии грьделивии хулници хыщници лихоимце
смhхотворци
и прочее сьсловие таковых жде имен...» (Истрин, Откровение, с. 111;
ср. Памятники отреч. русск. лит., т. 2, с. 222—223). В «Словаре»
Памвы Берынды: «Съчисление, съсловие: поличhнье,
порахованье, в купу зобранье, реестр» (Сахаров, 2, с. 103; ср. Берында
П., Лексикон, с. 130).
Слово сословие
приобретает, таким образом, очень широкое значение: `собрание, общество, сообщество'.
В «Великих Минеях-Четиях» (XVI в.): «Священно убо и достойнословесное
все мученическое съсловие, страстию юже от страсти отдав благодеть; кровию
же еже от крови спасу всех въздание исплънив» (сент. 14—24, с. 1346).
В «Повести о святых и богопроходных местах святого града Иерусалима, приписываемой
Гавриилу Назаретскому архиепископу 1651 г.» (сп. XVII в.): «О девятом
же часhдня облачится
патриарх и все священное сословие во всю священную одежду и чинят обхождение
около святаго гроба трищи» (Прасовсл, палестинок, сб., с. 5). Ср.
в бумагах Петровского времени выражение «христианское сословие».
В «Духовном Регламенте» (1776): «Во первых бо извhстнhе
взыскуется истина соборным сословием, нежели единым лицем» (с. 8).
Контексты связей слова
сословие в значении `собрание,
совокупность' все расширяются, особенно в XVIII в. В «Полемических статьях
против протестанства» Симеона Полоцкого (рукоп. БАН, XVII в.): «Еретици...
всю книгу сию [вторые книги Маккавейские] неправильну быти наричюще из
сословия книг священного писания вымазуют, противящеся
святhи
Кафолической церкви» (170 об.). В «Врачевальных молитвах», изданных А. И.
Алмазовым (сп. XV — XVIII в.): «Молю и прошю святаго сбора пророческого:
Захарию, Ιоанна предтечю... Молю и сословие святых праведных
богоотець: Иоакима и Анну, Иосифа обрученика, Давида пророка и царя,
Иакова, брата божия, Симеона богоприемца и Симеона сродника о господня».
Ср. в «Четьях-Минеях» (апрель 22—30): «сословие верных».
По-видимому, в русском литературном языке XVIII в. продо
лжало сохраняться и следующее значение слова
сословие — `реестр, каталог, собрание, систематический перечень'. В
«Науке красноречия си есть Риторике» (рукоп. XVIII в., Библ. Смоленск.
пед. ин-та): «Арифметика, сиречь числительница, от арифмосъ гречески,
сиречь от числа происходит есть же арифметика сведение чисел и
сословие» (л. 1852).
В «Лексиконе треязычном» Ф. Поликарпова читаем: «
Сословие, зри причет, и собрание». Ср.
«Причет, κατάλογος, numerus, catalogus»; «Причет
рода, зри родословие» (т. 2, с. 57 об.); «Собрание,
συναγωγη, σύλλεξις, συναθροισμός, ,
συνάθροσις,
〄θροισμος, συλλογή, congestico, congeries, collectio, coactio»
(т. 2, с. 105).
В изданном Ленинградским университетом и приписываемом В. Н. Татищеву
«Рукописном лексиконе первой половины XVIII в.» (Л., 1964) слово
сословие не помещено.
В русском литературном языке XVIII в. для выражения тех значений,
которые у нас сочетались со словом
сословие с начала XIX в.: (1.
общественная группа, классовая организация с закрепленными законом
наследственными правами и обязанностями; 2. корпорация, группа лиц,
объединенных профессиональными интересами или однородными занятиями),
употреблялось преимущественно слово состояние (ср. немецкое
Stand, франц. état). Например, в «Полном немецко-российском
лексиконе...» Аделунга (1798) Stand, между прочим, переводится
через состояние, род, происхождение, чин (ср.
der bürgerliche Stand, der geistliche Stand,
der Kriegesstand, der Bauernstand —
гражданское, духовное, военное, крестьянское состояние: der
Adelstand — дворянство (т. 2, с. 558).
В «Словаре Академии Российской» (1822)
сословие истолковывается так:
«Собрание присутствующих где-либо особ; общество состоящее из известного
числа членов» (ч. 6, с. 395).
У А. Н. Радищева: «Мимоходом заметим, что в России вообще три рода
женского платья в простом народе, опричь того, кот
орое носят, подражая вышним сословиям.
Сарафан, панева и полушубок или телогрейка с юбкою»
(«Опис. моего владения», Собр. соч. 1811, 4, с. 136—137); «Народ
российской разделяется на сословия или чиносостояния. 1)
Дворянство. 2) Гражданство или мещанство. 3) Духовенство. 4) Поселяне
разного звания. 5) Роды людей, к первым четырем отделениям не
принадлежащие, имеющие особые права, временно или всегда» («Проект для
разделения уложения Российского» [1800—1801], Полн. собр. соч., 1952, 3,
с. 167); «Пятое отделение содержать будет некоторые постановления
общие, касающиеся до военных людей, до казенных мастеровых, где они есть,
и некоторые другие, которые хотя не составляют истинно государственного
сословия, но имеют по званию своему особые права» (там же); «Если
бы права принадлежали состоянию, в соборном его лице, то оно бы было
сословие государственное, чего в России нет» («Проект Гражданского
уложения», там же, с. 174).
Ср. также в «Московском Меркурии» П. И. Макарова (1803): «Слово
диван значит на всех восточных языках
собрание поучительных мыслей, также и самое сословие
хранителей власти» (ч. 1, с. 143). Как видно из последнего примера,
старое значение еще давало себя знать и в начале XIX в.
Таким образом в русском литературном языке XVIII в. на о
снове старых церковно-книжных значений
развивается новое обобщенное значение слова сословие — `собрание,
организация, общество'. Так, в «Записках» Болотова: «[экономическое...
общество...] наделало уже слишком много членов и насовало в
сословие свое всякого звания людей достойных того и недостойных...»
(Болотов, 1871, 2, с. 668).
В «Словаре языка Пушкина» находят отражение такие формы Пушкинского
употребления слова
сословие. Выделяются два значения: 1)
`общественная группа, отличающаяся от других общественных групп своими
закрепленными законом наследственными правами и обязанностями': «Даже
теперь наши писатели, не принадлежащие к дворянскому сословию,
весьма малочисленны»; «Ломоносов, рожденный в низком сословии, не
думал возвысить себя наглостью ни запанибратством с людьми высшего
состояния»; 2) `группа лиц, объединенных профессиональными интересами':
«покаместь скажу только, что сословие станционных смотрителей
представлено общему мнению в самом ложном виде». В качестве оттенка этого
значения указывается прежде бывшее господствующим употребление слова
сословие `группа лиц, объединенных общностью занятий, склонностей и
т. п.'): «права мощного сословия людей говорящих» (сл. Пушкина, 4,
с. 244).
В словаре 1847 г.
сословие рассматривается уже как
установившийся общественно политический термин и определяется так: «Разряд
людей какого-либо звания, отличающийся от прочих особыми правами и
обязанностями. Сословие дворянства. Сословие купечества,
Сословие ученых» (сл. 1847, 4, с. 190).
Таким образом, в конце XVIII в. и в начале XIX в. произошло расчленение
и о
сложнение значений слова сословие,
приведшее к современной его семантической структуре.
Опубликовано под названием «IV.
Возникновение и развитие слова сословие» в составе статьи
«Историко-этиомлогические заметки. IV» вместе со статьями «Кутить»,
«История слова транжирить», «История слова зависеть» в кн.:
«Этимология. 1966» (М., 1968). В архиве сохранилась рукопись (17 листков)
и более поздняя машинопись (7 стр.). Печатается по опубликованному тексту,
сверенному с рукописью. — И. У.