<< к оглавлению
            С очей на
            очи. Профессор В. И. Веретенников в своем
            исследовании «История тайной канцелярии Петровского времени»
            (Харьков, 1910) выражение «с очей на очи», относящееся
            к допросу и свойственное приказно-деловой речи
            XVI—XVII века, истолковал в смысле: `наедине'. Отсюда он
            заключил, что ведение политических следствий по «слову и делу»
            уже в XVII веке облекалось особой тайной. Между тем выражение
            «с очей на очи» указывает на очную ставку. В этом
            именно значении оно употребляется, между прочим, в «Уложении»
            царя Алексея Михайловича (2 гл., 16 ст.: «того, на кого тот
            извет будет, сыскати и поставити с изветчиком с очей на
            очи») (см. Зап. Имп. Харьковского ун-та. 1914, кн. 1,
            с. 79—80). Ср. также в Домострое: «поставя с очей на
            очи».  Ср. в диссертации С. Г.  Вилинского
            «Послания старца Артемия» (XVI в.): «Артемий был спрошен
            по поводу оговора его Башкиным. Башкин на соборе, «став с ним
            с очей на очи», уличал его во всем том, в чем оговорил»
            (Зап. Имп. Новороссийского ун-та, Одесса, 1907, т. 106,
            с. 131—132). «Нектарий писал и говорил ”с очей на
            очи на того же Артемья многия богохульныя и иныя
            еретические вины“» (там же, с. 134).
        
		
        
            (Виноградов. О
            языке худож. литературы, с. 219—220).