Второй том «Русского семантического словаря» открывается разделом, в который вошли названия населённых, обрабатываемых и используемых человеком территорий. Сюда относятся обозначения стран, государств, административно-территориальных единиц и объединений, городов, пригородных населённых пунктов, посёлков городского типа, населённых пунктов негородского типа, земельных владений, наделов, земельных участков, домовладений, временных мест пребывания, названий жилых мест по функции, качеству, разных мест, используемых для сельскохозяйственных, хозяйственных, технических целей, мест для отдыха, лечения, оздоровления, для совершения ритуалов и обрядов, путей, дорог, дорожных сооружений и остановочных пунктов.
Следует напомнить, что во втором томе «Русского семантического словаря» не нужно искать абстрактных именований, относящихся к государственному устройству, к политической организации общества: вся такая именная лексика (как и другие слова с абстрактными значениями) представлена в третьем томе Словаря.
Материал располагается в соответствии со схемами 2—10, полностью отражающими строение названного лексического множества. Лексическое древо членится на семь ветвей, идущих от более общих расчленений к более частным. Вершинная часть древа открывается четырьмя ветвями, каждая из которых имеет своё дальнейшее членение (схема 2): 1) «Общие обозначения: регионы, разнообразные пункты, места, границы» (схема 3); 2) «Страны. Населённые пункты. Административно-территориальные единицы» (схемы 4—6); 3) «Специально оборудованные или обрабатываемые участки для сельскохозяйственных нужд, для растений, для пребывания животных…» (схема 7) и 4) «Пути. Дороги. Дорожные сооружения» (схемы 8—10).
Каждая из этих ветвей в свою очередь членится далее и завершается конечными лексико-семантическими рядами. Так, например, вторая ветвь имеет свои собственные подмножества (от двух до шести); сначала в ней выделяются: 1) «Поселения людей», 2) «Страны, государства», 3) «Административно-территориальные единицы и объединения», 4) «Города и другие населённые пункты», 5) «Земельные владения: наделы, земельные участки, >>домовладения», 6) «Временные места пребывания. Названия жилых мест по функции, качеству». Нисходящее членение показано в схемах 4, 5. Четыре подмножества членятся по нисходящим ветвям. Так, подмножество «Города и другие населённые пункты» членится на «Города и пригородные населённые места. Посёлки городского типа», «Населённые пункты негородского типа. Следы поселений», «Части городов и населённых пунктов». Каждое из двух следующих подмножеств также имеет свои собственные внутренние подмножества (схемы 5, 6). Подмножества «Поселения людей» и «Административно-территориальные единицы и объединения» (схема 4) представляют собой конечный лексико-семантический ряд; как и в некоторых других случаях, здесь могут быть выделены лишь отдельные, небольшие группы или словесные пары, сами по себе не входящие в структуру древа.
Лексика, относящаяся к названиям мест, обрабатываемых и используемых человеком (схема 7), первоначально располагается в пяти подмножествах, каждое из которых имеет свои ветви (названия мест, связанных с расположением войск и использованием военной техники, — см. раздел «Армия», схема 88).
Лексика, относящаяся к названиям дорог и дорожных сооружений (схемы 8—10), на первой ступени членения представлена двумя нисходящими ветвями: 1) «Пути. Дороги» и 2) «Дорожные сооружения. Остановочные пункты». Первая имеет сложное внутреннее строение, объясняемое разнообразием признаков относящихся сюда реалий (схемы 8, 9). Вторая представлена четырьмя нисходящими ветвями: они же являются и конечными лексическо-семантическими рядами (схема 10).
Весь раздел Словаря, представленный в схемах 2—10, содержит 1460 единиц, считая заголовочные словозначения, ближайшие производные от них, помещаемые в гнезде за знаком (||), а также фразеологические единицы, следующие за знаком «ромб» (♦) или вынесенные в отдельную статью под знаком (♦♦♦) в конце соответствующего лексического ряда.
О структуре словарной статьи см. Предисловие, т. I, §§ 8, 9.