Легенда 149


Связи, отношения. Содержание и форма. Структура. Метод

Материал раздела расположен в соответствии со схемами 18—23

Материал раздела расположен в соответствии со схемами 18—23. В данном разделе Словаря под заголовком «Связи, отношения. Содержание и форма. Структура. Метод» условно объединено несколько лексических классов: 1. «Связи. Отношения. Зависимости. Модальность. Ценностность»; 2. «Сущность. Основа. Источник. Содержание. Форма. Признак»; 3. «Строй. Структура. Порядок. Норма»; 4. «Метод. Средство. Способ. Стиль». Каждый из названных классов имеет своё собственное строение.

Первый лексический класс«Связи. Отношения. Зависимости. Модальность. Ценностность» — представляет собой трёхчастное множество, которое может быть названо лексическим классом лишь условно. Составляющие это множество три подкласса: 1) «Связи. Отношения. Зависимости»; 2) «Модальность»; 3) «Ценностность, её критерии. Добро. Польза. Красота. Зло. Бремя. Преграда» (схема 18) объединены семантической доминантой ‘связанность’ (‘соединённость’, ‘отношение’), представляющей собой абстракцию одного из самых высоких уровней. Лексический подкласс «Связи. Отношения. Зависимости» содержит именования разных видов отношений, принадлежащих объективной реальности. Эта лексика отражает универсальное свойство человеческой мысли, познающей мир в многообразии связей и зависимостей между его элементами. Здесь представлены именования разных форм отождествления и различения познаваемого (сравнение, сходство, подобие, равенство, совпадение, тождество, различие, противоположность, несовместимость и др.), а также осмысление познаваемого с точки зрения сообразности, соразмерности, пропорциональности, гармонии, симметрии и т. п. Этот подкласс на следующем шаге образует шесть лексических множеств (схема 19). Группа общих обозначений (● 137) включает именования наиболее общих понятий отношения (взаимосвязь, зависимость, корреляция и некоторых других).

Иерархическое строение данного подкласса демонстрирует широкий диапазон именований, которыми располагают имена существительные для обозначения соответствующих понятий. Здесь находит отражение познавательная ценность того или иного вида связи как инструмента познания: постепенность движения мысли от простого к сложному, от констатации элементарного, очевидного (например, соположенность, близость, смежность, последовательность, касательство и т. п.) к постижению более глубоких связей и закономерностей, скрытых от непосредственного наблюдения, например, таких, которые имеют причинно-следственный характер.

Подкласс «Модальность» (схема 20) объединяет именования, относящиеся к одной из самых сложных смысловых универсалий. В категории модальности отражён ментальный опыт, связанный с поиском истины, с осмыслением критериев достоверности и её градацией, а также с осознанием значимости таких понятий, как должное, необходимое, обязательное. Модальность, определяя статус явления с точки зрения его отношения к действительности и разграничивая формы осмысления такого отношения, представляет собой важный инструмент концептуализации мира.

Данный подкласс организуется соположением лексических множеств, возглавляемых следующими семантическими доминантами: «Реальность. Достоверность. Неотвратимость. Несомненность. Определённость»; «Нереальность. Недостоверность. Ложь. Бессмысленность»; «Возможность. Осуществимость. Обязательность. Неопределённость»; «Долженствование. Необходимость. Надобность». Отражённый в Словаре диапазон модальных значений, принадлежащих имени существительному, иерархия этих номинаций модальностей даёт информативный материал для осмысления собственно языкового статуса этой категории, для изучения системы модальных смыслов, которые пронизывают все уровни языка.

Подкласс «Ценностность, её критерии. Добро. Польза. Красота. Зло. Бремя. Преграда» (схема 21) членится на пять лексических множеств: 1) «Собственно ценностность, значимость, её критерии»; 2) «Соотношение по ценности, первенству»; 3) «Добро. Польза. Красота»; 4) «Зло. Вред. Трудность. Бремя. Преграда» (с дальнейшим разветвлением); 5) «Социальная ценностность, общественная оценка». Первое множество объединяет именования наиболее общих понятий критерия как основания для сравнения, для суждения о значимости, соответствии норме: образец, стереотип, шаблон, стандарт, мерило, эталон, штамп и др. Из названных множеств четвёртое имеет дальнейшее разветвление и образует три конечных подмножества, которые включают лексические единицы, конкретизирующие представление о зле: «Зло. Вред. Утрата. Ущерб»; «Бремя. Гнёт. Тягость»; «Преграда. Помеха. Трудность. Осложнение» (● 166 — 168). Пятое лексическое множество (● 169) объединяет слова, несущие в себе оценку общественной значимости индивида, личности (авторитет, величие, вес, заслуга, имя, популярность, репутация, слава и др.).

Второй лексический класс — «Сущность. Основа. Источник. Содержание. Форма. Признак» — существует в следующих пяти подклассах: 1) «Суть. Сущность. Главное»; 2) «Смысл. Содержание. Роль. Функция»; 3) «Основа. Опора. Почва. Стержень»; 4) «Ядро. Центр. Источник. Корни»; 5) «Форма. Образ. Свойство. Признак» (схема 22). Каждый из первых четырёх подклассов составляет законченное, далее не членимое словесное множество. Последний подкласс, расчленяясь, на следующей ступени образует три лексических множества: 1) «Форма. Внешнее состояние. Вид. Образ» (● 174); 2) «Признак. Свойство. Особенность» (● 175); 3) «Сокрытие сути, содержания» (● 176).

В данном разделе Словаря содержится богатый материал для изучения взаимодействия конкретно-предметной и абстрактной лексических сфер языка, для наблюдений над смысловыми возможностями вторичных номинаций (т.е. переносных значений слов). Например, такие слова как зерно, ядро, корень (● 173) в переносных значениях соответствуют представлению о смысле (сути, сущности) как о том, что обеспечивает развитие, является носителем скрытой энергии; мозг, сердце, сердцевина (● 173), обозначая глубинную, сущностную часть чего-н., указывают на средоточие главного, важного. Лексические единицы звучание (перен.) (● 171), лейтмотив (перен.) (● 170) передают информацию о том, что сущность может быть воспринята, осознана, осмыслена как нечто отдельное от второстепенного. Слово сгусток (перен.) (●170) представляет сущность как нечто свёрнутое, сжатое, выступающее в концентрированном виде.

Лексические единицы база, каркас, остов, ось, скелет, ткань, фундамент в своих переносных значениях создают наглядный образ опоры, основы — как необходимого семантического атрибута сущности, смысла, главного (● 172).

Лексика подкласса «Форма. Образ. Свойство. Признак» (схема 22) иллюстрирует две стороны понятия «форма»: (1) форма как видимая сторона существующего, внешняя оболочка, воплощение содержания (● 174, 175) и (2) форма как средство, отвлекающее от сущности, как способ сокрытия сути, истины (● 176). Лексическое множество «Сокрытие сути, содержания» целиком образовано номинативно вторичными (переносными) единицами, обозначающими маскируемую сущность, подобие сущности, способ её сокрытия, например, маска, личина, вывеска, декорация, завеса, изнанка, подоплёка, покров, карикатура, кухня и др. Данный подкласс самим своим существованием раскрывает один из важных признаков понятий «смысл», «сущность», представляя их как то, что требует мыслительных усилий, разгадки, является предметом поиска.

Лексический класс «Сущность. Основа. Источник. Содержание. Форма. Признак» содержит ценную информацию для изучения способов освоения языком понятийных сущностей высокого уровня абстракции. Здесь отражён ментальный опыт поиска наглядной опоры и обращение с этой целью к миру вещей, постигаемому эмпирически.

Третий из вышеназванных лексических классов — «Строй. Структура. Порядок. Норма» — организуется соположением двух подклассов: «Строй. Структура» и «Порядок. Норма (и отклонение от неё)» (схема 23). В рамках подкласса «Строй. Структура» выделяется лексическое множество общих обозначений, включающее слова и словозначения, семантика которых связана с общими представлениями о строении, устройстве, упорядоченном сочетании или расположении чего-н., об отношениях целого и его частей, например: состав, строение, модель (перен.), система, иерархия, типология, анатомия (перен.) и некоторые другие. В основе строения этого подкласса лежит противопоставленность целого и части.

Выделяемое на первом шаге лексическое множество «Совокупность. Целое, его разновидности, его членение» на следующей (конечной) ступени образует пять подмножеств: 1) «Собственно совокупность»; 2) «Целостность. Неразрывное единство. Тесное соединение»; 3) «Упорядоченная целостность. Соединение однородного. Гармоническое единство»; 4) «Соединение противоречивого, несходного, случайного»; 5) «Целостность как скопление многого, многих» (● 178—182). Каждый из этих лексических рядов включает слова, называющие характер отношения между элементами совокупности (нерасчленимость, гармоничность, противоречивость, случайность и др.), например: клубок (перен.), монолит (перен.), сплав 1 (перен.), сплетение, узел1 (перен.), букет (перен.), коллекция (перен.), созвездие (перен); мешанина, контаминация, гибрид (перен.) и др. (● 179—181). К группе общих обозначений («Собственно совокупность») здесь отнесены именования совокупности, не характеризуемой с точки зрения особенностей связи её составляющих, например, группа, масса, блок 2 (перен.), сумма (перен.) и некоторые другие (● 178).

Лексическое множество «Часть» на следующем (конечном) шаге образует пять подмножеств: 1) «Общие обозначения»; 2) «Классы. Виды. Типы. Категории»; 3) «Разновидности по качеству, значимости, специализации»; 4) «Часть как сопутствующая деталь, дополнение. Частность, подробность. Ответвление»; 5)«Очень малая часть» (схема 23). В группу общих обозначений здесь входят такие слова, как единица, компонент, слагаемое (перен.), член и др. (● 183). В рамках подмножества «Общие обозначения» выделяется группа слов, которые называют часть как аспект, принимаемый во внимание при рассмотрении, оценке чего-н.: аспект, грань (перен.), план, плоскость (перен.), ракурс (перен.), сторона (перен.). Эти слова обозначают компонент оценочной ситуации, её необходимую составляющую. Во втором подмножестве («Классы. Виды. Типы. Категории») именование части предстаёт как результат членения, группировки или как подразделение систематики, например, вариант, разновидность, класс 2, вид 2, род 2, разряд 1, семейство и др. (● 184). Именования, входящие в следующее (третье) подмножество, содержат качественно-квалифицирующий признак выделенной части, например, калибр (перен.), марка, сорт и др. (● 185). Четвёртое подмножество объединяет именования части как детали, дополнения, чего-н. сопутствующего, например, ветвь (перен.), наслоение (перен.), нюанс (перен.), подробность и др. (● 186). В пятом подмножестве представлены именования малой части, например, капля (перен.), крупица (перен.), лепта (перен.) и некоторые другие (● 187).

Подкласс «Порядок. Норма (и отклонения от неё)» представлен двумя далее не членящимися лексическими множествами: «Норма. Закон. Порядок. Правило. Система» и «Отклонение от нормы. Неправильность. Исключение. Порок». Первое множество включает, например, такие слова: закон, норма, канон, условность, мода, этикет, кодекс (перен.), обычай, режим, система, порядок, уклад и некоторые другие (● 188). Второе множество формируется такими лексическими единицами, как аномалия, изъян, исключение, неправильность, несуразность, порок и др. (● 189).

Четвёртый лексический класс — «Метод. Средство. Способ. Стиль» — представляет собой нечленимую совокупность именований, объединяемых  семантической доминантой ‘способ’. Сюда относятся такие имена существительные, как средство, способ, стиль 1, манера, стратегия (перен.), тактика (перен.) и др. (схема 18; ● 190). Каждая единица этого класса в соответствии со своей смысловой спецификой конкретизирует доминанту, обозначенную в названии класса.

В целом раздел «Связи. Отношения. Содержание и форма. Структура. Метод» насчитывает около 1800 единиц, считая заголовочные словозначения, их ближайшие производные, помещаемые в гнезде за знаком (||), а также фразеологические единицы, следующие за знаком «ромб» (♦) или вынесенные в отдельную статью под знаком (♦♦♦) в конце соответствующего лексического ряда.

О структуре словарной статьи см. Предисловие, т. I, §§ 8,9.