Материал раздела расположен в соответствии со схемами 24—31, отражающими строение названного лексического множества. В данном разделе Словаря под заголовком «Духовный мир: Сознание. Мораль. Чувства» условно объединены два лексических класса: 1. «Сознание. Память. Знание. Воля. Мораль»; 2. «Чувства, эмоциональные состояния, их проявления. Свойства и склад личности. Поведение, поступки». Каждый из названных классов представлен в виде многоуровневой организации, которая воспроизводит строение лексического древа с его ветвями, расходящимися от вершины к основанию.
В основе строения лексического класса «Сознание. Память. Знание. Воля. Мораль» (схемы 24—27) лежат собственно языковые основания: семантика слова или словозначения, смысловые отношения между лексическими единицами (близость, различие или противопоставленность описываемых словесных единиц). Представленный лексический класс на следующей ступени образует шесть подклассов: 1) «Психика. Подсознание. Интуиция. Состояние духа»; 2) «Сознание. Разум. Знание. Понимание. Мысль. Образ мыслей»; 3) «Дар. Талант. Способности. Призвание»; 4) «Опыт. Навык. Осведомлённость»; 5) «Воля. Желание. Влечение. Наклонность»; 6) «Мораль. Долг. Совесть». Все эти подклассы (кроме третьего) имеют собственную внутреннюю организацию.
Подкласс «Психика. Подсознание. Интуиция. Состояние духа» (схема 25) объединяет три лексических множества: 1) «Общие обозначения»; 2) «Подсознание. Интуиция. Сновидение»; 3) «Состояние духа, сознания. Настроение» (последнее с дальнейшим расчленением, ● 193—198). Группа общих обозначений здесь включает такие лексические единицы: дух 1, душа, психика, сердце 1 (перен.), нутро (перен.) и некоторые другие (● 191). Конечные словесные ряды, выделяющиеся на последнем шаге разбиения множества «Состояние духа, сознания. Настроение» (•193—198), отражают градацию присутствия в означаемом сознательного, деятельностного начала, например, вдохновение, взлёт (перен.), озарение, подъём, порыв 1 (● 195), задумчивость, отрешённость, самоанализ, медитация (● 196), подавленность, замешательство, апатия, стресс, смятение (● 197), изумление, ошеломление, шок (перен.) и др. (● 198).
Подкласс «Сознание. Разум. Знание. Понимание. Мысль. Образ мыслей» (схема 26) организуется соположением четырёх множеств: 1) «Сознание. Ум. Разум. Интеллект»; 2) «Восприятие. Интерес. Внимание. Воображение. Память»; 3) «Мысль. Замысел. Заблуждение, незнание»; 4) «Мировоззрение, образ мыслей. Мнение» (третье и четвёртое множества имеют свою собственную структуру) (● 201—206).
В рамках подкласса «Дар. Талант. Способности. Призвание» (схема 24; ● 208) особую группу, в Словаре помещаемую за курсивным заголовком, образуют именования отрицательно характеризуемых ментальных качеств человека, например, безвкусие, глупость, неразумие, простота ‘отсутствие ума, глупость’ (стар.) и др.
Лексический подкласс «Опыт. Навык. Осведомлённость» (схема 27) на следующем шаге образует два лексических множества: «Коллективный опыт» и «Опыт. Навык. Круг знаний. Осведомлённость» (последнее — с дальнейшим расчленением: «Накопленные знания. Багаж. Эрудиция» и «Навык. Умение» (● 209—211).
Подкласс «Воля. Желание. Влечение. Наклонность» организуется соположением двух лексических множеств: 1) «Воля. Желание. Стремление» и 2) «Влечение, наклонность. Тяга, пристрастие». Второе множество включает слова, в семантике которых отражается отсутствие или ослабление контролирующего начала, волевой активности, например, тяга 1 (перен.), слабость (перен.), соблазн, мания и др. (● 213). Подкласс «Мораль. Долг. Совесть» членится на три лексических множества (● 214—216). Группа общих обозначений здесь включает слова долг 1, кодекс (перен.), мораль, нравственность, ответственность и некоторые другие. Расположенные на том же уровне лексические множества содержат слова и словозначения широкого смыслового объёма, семантически противопоставленные по признаку ‘соответствие / несоответствие правилам морали, нравственным нормам’: ср., например, гуманизм, достоинство, милосердие, совесть, честь и, с другой стороны, — грех, несправедливость, позор, порок, цинизм, грязь (перен.) и некоторые другие.
В целом лексический класс «Сознание. Память. Знание. Воля. Мораль» объединяет именования абстрактных сущностей, относящихся к ментальной сфере (именования свойств и способностей человека, связанных с деятельностью интеллекта, именования разных форм и уровней духовной активности человека). Многие слова и словозначения, отражённые в данном разделе Словаря, представляя собой именования, принадлежащие естественному языку, одновременно обозначают такие явления и свойства, которые могут быть предметом специального рассмотрения в психологии, философии или социологии. Однако (в соответствии с принятыми авторами принципами отбора и организации языкового материала) здесь не следует искать толкования специальных понятий и терминов или отнесения к определённым концепциям соответствующих областей знания.
Лексический класс, представленный в схемах 24—27, содержит около 850 единиц, считая ближайшие производные от них, помещаемые в гнезде за знаком (||), а также фразеологические единицы, следующие за знаком «ромб» (♦) или вынесенные в отдельную статью под знаком (♦♦♦) в конце соответствующего лексического ряда.
О структуре словарной статьи см. Предисловие, т.I, §§ 8,9.