Данный лексический класс объединяет в себе слова и значения, семантика которых обращена к различным областям знания, познавательного опыта человека. Каждое из таких именований обязательно включает семантический компонент ‘наука’, ‘область знания’ или его варианты: ‘научное направление, течение’, ‘научная теория, концепция’, ‘учение’. Первоначальное и самое общее членение этого класса представлено подвершинными множествами: 1) «Науки, научные направления. Учения, теории»; 2) «Донаучные и нетрадиционные области знания»; 3) «Общественно-политические концепции, течения». Второе и третье множества немногочисленны и представляют собой конечные лексико-семантические ряды. Первое из названных множеств имеет более сложную внутреннюю организацию (схемы 40—43). Система входящих сюда подмножеств и лексических рядов строится, во-первых, на противопоставлении принадлежащих им единиц по признаку ‘общее — частное’; см., например, лексический ряд «Общие обозначения», выделяемый на первом шаге членения этого множества и включающий слова с общим значением, такие как дисциплина, наука, учение, теория и под.; см. также лексические ряды «Общие обозначения» соответственно в подмножествах «Общественные, гуманитарные науки, учения» и «Естественные, инженерно-технические науки». Во-вторых, эта система строится на противопоставлении лексических единиц по виду именуемых реалий — отраслей знания и существующих в их рамках теорий, учений, направлений.
В соответствии с установившейся традицией такие именования первоначально организуются в три подмножества: «Общественные, гуманитарные науки, учения», «Естественные, инженерно-технические науки» и «Новейшие области знания; комплексные науки…».
В подвершинном множестве (2) объединены слова, которые условно обозначены как «Донаучные и нетрадиционные области знания» (●366). Это значит, что специальная литература, изучавшаяся в ходе работы над Словарём, не дала авторам твёрдых оснований для включения соответствующих слов в традиционно сложившиеся группы терминов — обозначений наук.
Специфической особенностью представленного здесь класса слов является то, что почти все они принадлежат к терминологической сфере, но в то же время широко употребляются в общелитературном языке и всегда, с разной степенью точности, описываются в общих толковых словарях. В соответствии с общими принципами «Русского семантического словаря» термины, относящиеся к узкоспециальным сферам, в данный раздел Словаря не включаются. Их определение следует искать в специальных научных справочниках. Отступление от этого принципа читатель увидит только в главе «Языкознание…», где собраны и определены самые основные лингвистические термины: это объясняется природой самого словаря как лингвистического произведения, а также тем, что большая часть этих терминов с необходимостью вошла в структуру статей «Русского семантического словаря».
Перед читателем — фрагмент собственно языкового словаря. Определение значений, открывающее словарную статью вслед за исходной формой и грамматическими сведениями о слове, является кратким и не претендует на раскрытие и описание именуемого научного понятия (естественно, что для специалистов такое определение в большинстве случаев будет всегда недостаточным). В то же время при работе над этим материалом нельзя было отказаться от обращения к специальным источникам, в соответствии с которыми уточнялись определения и из которых черпались иллюстративные речения.
Словарные статьи располагаются под соответствующими заголовками по подмножествам, относящимися к конечным ветвям лексического древа.
В раздел «Науки, научные направления. Учения, теории. Общественно-политические концепции, течения» вошло около 1200 словарных единиц, считая заголовочные словозначения, их ближайшие производные, помещаемые в гнезде за знаком (||), а также фразеологические единицы, следующие за знаком «ромб» (♦) или вынесенные в отдельную статью под знаком (♦♦♦) в конце соответствующего лексического ряда.
О структуре словарной статьи см. Предисловие, т. I, §§ 8, 9.