Данный раздел, входящий
в класс «Труд. Трудовые, любительские занятия», обширен
по объёму и имеет сложную многоуровневую организацию (схемы 71—79). Он
охватывает собой все основные виды современной узкопрофессиональной
деятельности человека. В отличие от глаголов познания, воли, чувств, поведения,
контактов, информации семантика этих глаголов носит более узкий,
специализированный характер, более чётко очерчена в своих границах и в большей
степени обусловлена характером денотата, который лежит в основе
соответствующего действия. В то же время эти глаголы, несмотря на большую
конкретность и определённость своих значений, неразрывно связаны с глаголами
вышеназванных классов, которые благодаря информационной, контактной общности с
глаголами профессиональной сферы потенциально «сосуществуют» с ними, являясь
как бы их «содержательным фоном». Так, например, в глаголах учить,
преподавать необходимо присутствует передача информации, в глаголе лечить
— непосредственный контакт, а творить
невозможен без мысли.
Деятельность — это
условие существования общества, поэтому на протяжении веков различные виды и
сферы деятельности определились с достаточной чёткостью, само разбиение
языкового материала по сферам профессионального труда в этом разделе по
сравнению с другими является более определённым и разграниченным. Чем специальней труд, тем легче отграничить его от другого,
тоже узкоспециального труда. На первой ступени членения выделяются восемь
множеств, соответствующих основным профессиональным сферам. Первое
множество — «Творческая деятельность, занятие искусствами» — включает в себя
глаголы, относящиеся к литературной деятельности, к разным видам искусства
(артистическому, театральному, цирковому, музыкальному, пению, танцам, кино,
телевидению, изобразительному, декоративно-прикладному и другим,
схема 72). Действия, относящиеся к творчеству, часто носят
оценочный характер (чаще отрицательный). В этом множестве широко представлены
глаголы, называющие не только профессиональную деятельность, но и разные виды
любительских занятий. Второе множество описывает глаголы,
называющие действия и деятельность в области образования, просвещения,
квалификации («Обучение, образование, просвещение. Квалификация»,
схема 73). Третье множество — «Медицина, врачевание»
(схема 74) — охватывает собой глаголы, называющие как простейшие
медицинские процедуры, известные издавна, так и самые современные, показывая
тем самым движение в развитии медицины. Это же относится и ко многим другим
множествам.
Множество
четвёртое — «Властвование. Государственная, дипломатическая,
управленческая, административная деятельность» (схема 75) — включает в
себя глаголы, называющие широкий круг государственной деятельности: управление
страной, деятельность в области государственного строительства, государственных
преобразований, внешней политики, международных отношений, дипломатии,
управление краевыми, областными, городскими территориальными делениями, административно-управленческая
и хозяйственная деятельность.
Множество пятое — «Правовая,
судебно-административная деятельность» (схема 76) — содержит глаголы,
характеризующие различные действия, связанные с арестом, следствием, судебным
разбирательством, освобождением, реабилитацией, наказанием, репрессиями, а
также с различными действиями тяжущихся или находящихся под судом.
Шестое множество — «Финансово-экономическая
деятельность. Торговля» (схема 77) — представлено тремя подмножествами,
имеющими дальнейшее членение. Это: «Плата. Оценивание»,
«Финансово-экономическая деятельность» и «Торговля». Характерной чертой этой
группы является совмещение общеупотребительной, а часто и разговорной лексики
со специальной, связанной с различными финансовыми операциями, бухгалтерией,
счетоводством.
Многоуровневое (пятиступенчатое) членение имеет
седьмое множество — «Служебная, профессиональная деятельность и другие виды
профессионального труда. Редакционно-издательская, канцелярская деятельность.
Работа с документами. Трудоустройство. Служебные перемещения»
(схема 78), — посвящённое в основном описанию различных видов
профессиональной деятельности: в области богослужения, медицины, юриспруденции,
в сфере искусства, журналистики, преподавания, перевода, заведования, торговли,
подсобного труда, редакционной и издательской деятельности и других видов
труда.
Восьмое множество — «Военная сфера. Милитаризация,
демилитаризация. Военная служба. Война» (схема 79) — охватывает довольно
большое количество глаголов и имеет сложное многочленное строение. Первое
членение состоит из трёх подмножеств: 1) «Милитаризация, демилитаризация.
Военно-административная деятельность»; 2) «Военная служба. Военная
подготовка»; 3) «Война. Военные действия, операции». Дальнейшие разбиения
содержат глаголы, называющие конкретные действия, относящиеся к области военной
деятельности.
Авторы не ставили своей задачей отразить хотя бы с
достаточной полнотой весь массив профессиональной лексики. В
некоторые множества данного раздела («Медицина, врачевание», «Властвование.
Государственная, дипломатическая, управленческая, административная
деятельность», «Правовая, судебно-административная деятельность»,
«Финансово-экономическая деятельность. Торговля», «Военная сфера. Милитаризация,
демилитаризация. Военная служба. Война») в ряде случаев
включалась и специальная лексика, получившая распространение в широких
социальных кругах.
Весь раздел Словаря, представленный
в схемах 71—79, содержит около 4 800 единиц, считая заголовочные словозначения, их ближайшие производные, помещаемые в
гнезде за знаком (||), а также фразеологические единицы, следующие за
знаком «ромб» (♦) или вынесенные в качестве отдельных статей под
знаком (♦♦♦) в конце соответствующего лексического ряда.
О структуре словарной статьи см. Предисловие,
т. I, §§ 8, 9.